3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Содержание

Дискомфорт является нежелательным.

Дискомфорт является формой боли, но это не глубокая боль, это лёгкое неудобство. Это чувство, которое вы получаете, когда вы вступаете за пределы зоны комфорта. В головах многих людей, например, засела мысль, что физические упражнения – это дискомфорт, поэтому они не занимаются ими. Употребление шпината и салата тоже приносит дискомфорт.

На самом деле мы должны понять, что большинство форм дискомфорта в реальности помогают нам становиться сильнее и умнее. Тем не менее, многие из нас были воспитаны очень любящими родителями, которые постарались сделать наше детство как можно более комфортным. В результате мы выросли с подсознательным чувством, что нам не нужен дискомфорт в нашей жизни, и мы постоянно его избегаем.

В итоге мы застреваем в изнурительном цикле. Давайте в качестве примера рассмотрим диеты и физические упражнения…

• Прежде всего, из-за того, что здоровая пища и упражнения приносят нам дискомфорт, мы теряем здоровье. Вместо упражнений мы выбираем «комфортную» еду и бессмысленные телепередачи.

• Но плохое здоровье тоже вызывает дискомфорт, поэтому мы стремимся отвлечь себя от мыслей о наших нездоровых телах. С этой целью мы едим ещё больше нездоровой пищи и ещё больше занимаем себя нездоровыми развлечениями, мы ходим по магазинам, чтобы купить вещи, которые в действительности мы не хотим и в которых не нуждаемся. И наш дискомфорт только растёт.

Удивительно, но простой акт ежедневного принятия небольшой дозы дискомфорта может решить большинство наших проблем и в долгосрочной перспективе сделать нас намного счастливее, здоровее и сильнее. 

По правде говоря, в мире нет ни одного человека, способного безропотно переносить все удары, которые преподносит жизнь. Мы поступаем не так. Мы расстраиваемся, грустим, спотыкаемся и иногда падаем. Потому что это часть жизни, и это тоже дискомфорт. Мы познаём его и со временем учимся адаптироваться к нему. Это то, что в конечном итоге формирует в нас личность.

Ложные истины: Если вы сидите в изоляции и не можете найти выход из темноты, помните, что это похоже на тот кокон, где у гусеницы вырастают крылья.

Формы парамнезии

Различают следующие виды расстройств памяти:

  • псевдореминисценции;
  • конфабуляция;
  • криптомнезия;
  • фантазм.

Как правило, в чистом виде ни одно из перечисленных явлений не встречается, а, как правило, являются симптомом другого заболевания.

Рядом с ними стоит понятие конфабулёз – это временное нарушение (расстройства могут быть внезапно возникающими или ожидаемыми, т.е. хроническими).

Характеризуется конфабулёз придумыванием:

  • встреч со знаменитостями
  • героических подвигов
  • великих открытий и т.п.

Это синдром мании величия, крайняя степень его выражения. Отсюда и другое название – экспансивный конфабулёз. Иногда конфабулёз является признаком шизофрении.

Псевдореминисценции

Это иллюзия памяти: события, о которых говорит человек, действительно имели место. Но происходит их путаница во времени: что было год назад, переносится на сейчас, а то, что было вчера, в сознании оказывается отдалённым на десятилетия от настоящего момента.

Расширенной версией псевдореминисценции является конфабуляция. Некоторые психологи и психотерапевты предлагают объединить оба понятия, потому что и иллюзия памяти, и конфабуляция подразумевают синдром смещения событий во времени.

Конфабуляция

Конфабуляция (или «галлюцинация воспоминания») лучше всего понимается на конкретном примере:

Мужчина находится в больнице, он утверждает, что вчера ездил в Москву на собеседование, и совершенно уверен в истинности события. Он действительно ездил в Москву, но год назад и не для собеседования, а во время отпуска. Собеседование здесь является вымышленным.

В классической психологии галлюцинации памяти строго отграничены от иллюзий. Современная психология объединяет их в явление «конфабуляция».

Криптомнезия

Такое расстройство часто бывает у зажатых, необщительных, мечтательных подростков. Криптомнезия подразумевает перенос событий из книг или чужой жизни в свою действительность. Ранние симптомы:

  • забываются даты событий
  • человек не может вспомнить, действительно ли было событие или он его выдумал
  • могут перемешиваться в сознании раздумывания о действии и фактически совершённые действия

Писал ли я стихотворение или переписал его у кого-то? Ходил ли я на концерт или только мечтал об этом? Целовала ли меня девушка или это было в книге?

Криптомнезия может быть осознаваемой. Потеря связи действительного и где-то когда-то виденного, слышанного, читанного и т.д. часто вызвана ощущением непонимания, депрессией, сильным стрессом. Т.е. человек сознательно уходит в мир ирреальный, а со временем «забывает» о событиях, которые примерял на себя, выдавая их уже за действительные.

Фантазм

Фантазм – чистой воды придумка, это перенесение нафантазированных событий в реальность. Такой синдром также часто наблюдается у подростков (особенно, если они относят себя к какой-либо субкультуре, непонятой обществом, и имеют развитое воображение).

Фантазм имеет две формы проявления:

  • истерическая – человек не понимает, что он выдумал события, он действительно верит в их истинность (этот синдром обычно наблюдается при истерических расстройствах);
  • паралитическая – бывает на фоне слабоумия, эйфории, разных психозов, иногда приравнивается к бреду величия, здесь события имеют гротескную форму (их нелепость яркая, она осознаётся всеми, кроме самого больного).

Фантазмический синдром опасен, человеку трудно выйти из такого состояния, потому что это может разрушить его психику. Здесь могут помочь особо деликатные методы психологии и окружение, которое настроено к больному благожелательно. В противном случае подсознание человека закроет доступ к реальным воспоминаниям (возможно, их раскрытие повлечёт за собой стыд, ощущение вины и т.п., а организм пытается себя защитить какими угодно способами, включая фантазм).

Человек не меняется

Невозможно избавиться от вредных привычек. «Наркоман – он всю жизнь наркоман»

Те, кто до сих пор в это верят, не знают о таком понятии, как сила воли. Что это за клеймо такое: «алкоголик – это навсегда» и другие подобные высказывания? Если человек захочет, он может свернуть горы! А как же пример знаменитого голливудского актёра Роберта Дауни Младшего, который в самом начале творческого пути страдал алкоголизмом, но смог побороть свой недуг и стать одним из самых известных артистов своего времени. Можно ли представить без него Шерлока Холмса или Железного Человека? Нет, нельзя. А если бы у него не вышло, то вряд ли зрители смогли бы насладиться его актёрской игрой. Но он же избавился от своей вредной привычки. Значит, всё возможно!

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Можно вспомнить Анджелину Джоли, долгое время употреблявшую наркотики, но нашедшую в себе силы завязать с ними. А пример Александра Розенбаума, победившего алкоголизм? Все эти люди на себе доказали, что от пагубных привычек можно и нужно избавляться. А те, кто до сих пор говорит о невозможности завязать с чем-либо плохим – люди, не верящие в силу воли и характер человека. Благодаря этим и другим известным личностям данное высказывание также ложное и не может быть истиной.

Эти 3 суждения, вошедшие в головы благодаря родителям и взрослым – ложные и абсолютно неправдивые, хотя есть люди, до сих пор принимающие их за истину. Просто нужно верить в себя, не бояться ради мечты выходить из зоны комфорта и верить в могущество силы воли. И помните, что не все суждения и высказывания – это в каждом случае правда.

Нужно сразу делать правильный выбор и никогда от него не отказываться.

Мысль о том, что нужно с самого начала делать правильный выбор буквально впечатана в систему образования нашего общества. Мы посылаем наших детей в университет, когда им исполняется 17 или 18 лет, но при этом говорим, чтобы они выбрали тот путь, следуя которому они будут счастливы в течение следующих 40 лет. Я помню, как думал про себя: «А вдруг мой выбор окажется неправильным?» И именно так и оказалось, причём не один раз. 

Популярные статьи  Психология цвета: узнай, о чем говорит твой выбор

Испытав на протяжении многих лет и неудачи, и трудности, благодаря личному опыту я узнал правду: вы можете изменить свой жизненный путь в любой момент, когда вы этого захотите. Да, начать с начала можно всегда, и это часто оказывается прекрасным. Конечно, это не бывает лёгким, но никто не посвящает всю свою жизнь той карьере, которую он наивно выбрал в подростковом возрасте. И никто не держится за то, что ему не подходит.

Правда заключается в том, что нельзя выиграть в шахматы, делая только ходы вперёд; иногда, чтобы поставить себя в более выигрышное положение, вы должны и отступать. И это прекрасная метафора для жизни. И есть три маленьких слова, которые могут освободить вас от ваших прошлых ошибок и сожалений. Это слова: «Сделайте это сейчас…»

Ложные истины: Итак … что вы должны сделать сейчас?

Что-нибудь. Что-то небольшое. До тех пор, пока вы не прекратите по-прежнему сидеть в своём кресле, вы будете привязаны к той судьбе, которую не считаете своей. Если вы где-то запутались, начните сначала. Попробуйте что-нибудь другое. Встаньте и что-нибудь сделайте!

Попробуйте немного меньше фокусироваться на будущем и немного больше сосредоточиться на том, что вы можете сделать сейчас, и что в любом случае принесёт вам пользу. Читайте. Пишите. Учитесь и практикуйте полезные навыки. Проверяйте свои навыки и идеи. Будьте предприимчивыми и живите реальными событиями. Развивайте здоровые отношения. Эти усилия помогут в любом случае, независимо от того, какие возможности предоставит вам будущее.

Итог: когда жизнь идёт не так, как планировалось, дышите спокойно и помните, что жизнь богата своей непредсказуемостью.  Иногда вы должны просто принять тот факт, что обстоятельства уже никогда не будут теми же, что и раньше, и что окончание чего-то одного – это всегда начало другого.

Всё, что мы испытываем в жизни лично – реальность.

В молодом возрасте мы часто сомневаемся в тех историях и слухах, которые слышим от других людей, но мы всегда уверены в том, что лично видим, слышим или осязаем. Другими словами, если мы видим это своими глазами, слышим своими ушами или трогаем нашими собственными руками, то это безусловная правда. Но, хотя это предположение может показаться логичным, это не всегда так.

Все люди ведут какие-то свои внутренние диалоги, имеют свои мысли, и это оказывает большое влияние на то, как мы интерпретируем реальные события в жизни. Мы подсознательно смотрим на вещи в соответствии с нашими внутренними чувствами, а это значит, что то, что мы видим, слышим или чувствуем – не всегда то же самое, что есть в реальности. Это одна из основных причин, почему несколько разных людей могут увидеть одно и то же событие совершенно по-разному. 

Каждый из нас накладывает на общий взгляд свою уникальную историю – свой внутренний диалог – и это меняет наши ощущения, поэтому каждый из нас имеет немного другое представление о том, что только что произошло. И иногда эта небольшая разница делает все различия в мире.

Ложные истины: Перспектива есть всё!

В некотором смысле, истории, которые мы рассказываем, сами сужают нашу перспективу. Когда мы рассказываем о каком-то событии, мы говорим о том, что видели лично. Это явление напоминает мне старую притчу, в которой группа слепых мужчин решила потрогать слона, чтобы узнать, что он из себя представляет. Каждый из них трогал разные части – ногу, туловище, хобот или бивень. Когда они потом стали описывать слона, их рассказы были совершенно разными.

Нечто подобное происходит и с нами. Кто-то считает, что у него совершенно разбито сердце. Некоторые из нас потеряли своих родителей, братьев, сестёр или детей в результате несчастного случая или болезни. Кто-то имел дело с неверностью. Кого-то уволили с работы. Некоторые из нас подверглись дискриминации из-за нашего пола или расы. И когда мы сталкиваемся с каким-то новым событием, которое пробуждает в нас болезненные воспоминания, мы интерпретируем его в соответствии со своим прошлым негативным опытом, и это сужает наш взгляд.

Ложные истины: Пусть это будет звонок для вас! В следующий раз, когда вы почувствуете в себе эмоциональную борьбу, спросите себя:

  • • Как бы я рассказал об этом событии?
  • • Могу ли я быть абсолютно уверен, что мой рассказ правдив?
  • • Как я чувствую себя, когда рассказываю о произошедшем?
  • • Можно ли как-то иначе рассказать о произошедшем?

Дайте себе возможность взглянуть шире, обдумайте всё более внимательно. И не держите в голове заранее ответ, что было правильным, а что нет.

Как объяснить появление ложных воспоминаний

Одна из теорий, которая пытается объяснить нам, почему наш мозг может заполняться ложными воспоминаниями, носит название «теории нечетких следов». Авторами термина являются исследователи и психологи Чарльз Брейнерд и Валери Ф. Рейна. С помощью данной теории ученые попытались впервые объяснить работу так называемой парадигмы Диза-Родигера-Макдермот (Deese-Roediger-McDermott paradigm), или сокращенно DRM. Звучит на первый взгляд страшно, но на самом деле она названа в честь ее создателей, ученых Джеймса Диза, Генри Родигера и Кэтлин Макдермот, которые еще в 60-х годах предприняли попытку воспроизвести лабораторный аналог дежавю.

В исследовании DRM испытуемым предлагался большой перечень слов, к примеру: «подушка», «матрас», «кровать», «кресло», «будильник», «дрема», «ночной кошмар», «пижама», «ночник» и так далее. Все эти слова относятся к одной категории — процессу сна. Но слова «сон» нет в этом списке. Когда через некоторое время испытуемых спрашивали, было ли в списке слово «сон», большинство «вспоминали», что оно было. Конечно, полученный эффект не слишком похож на реальное дежавю, но авторы настаивали на тождестве механизмов их возникновения.

Миф № 2. Нужно получать только хорошие оценки

Нас учили

Вечная классика: «Ты должна получать только пятерки!». Мы растем, боясь совершить ошибку, ведь за это ругают родители, обзывают одноклассники и давят педагоги. Я помню этот ужас, когда на весь класс объявляют оценки и мне страшно не столько получить двойку, сколько увидеть осуждающий взгляд учителя и насмехающихся одноклассников.

Оценки для таких детей — способ выжить в собственной квартире, а не показатель стремления к знаниям.

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Оказалось

Отличники страдают, когда строят карьеру, ведь «одни пятерки» — это иллюзия, которую нам создала школа. В реальной жизни эти оценки ничего не стоят, ведь их получают, исполнительно играя по чужим правилам. А умение играть не по правилам и придумывать свои не прилагается к красному диплому.

От давления оценок страдают и те, кто так и не добились дневника с одними пятерками. Они махнули на себя рукой — ведь никто не хвалит тебя за провалы и не говорит, что нормально чего-то не понимать. Такие люди ошибаются — но каждый раз боятся своих ошибок и избегают испытаний, которые они могут не пройти.

Никто не говорил, что стремиться надо не к оценкам, а к знаниям.

Родители не утешали нас тем, что оценки никогда не будут объективным показателем наших умений. Я была бы рада узнать это гораздо раньше.

Но годы давления не прошли зря: даже понимая ценность ошибок, я не перестаю себя за них осуждать. Да, благодаря фейлам я стала собой, но в то же время именно из-за них я не могу себя полюбить. До сих пор, даже получая оценки на факультативных курсах, где никто не будет меня ругать, я каждый раз волнуюсь, прямо как в школе, когда объявляли результаты контрольной.

Миф № 1. Полезно посещать тысячу кружков

Нас учили

От своих ровесников я часто слышу фразу: «Да я чем только в детстве ни занимался». Пользы из этих занятий почти никто не получил, а навык играть на контрабасе годится только для игры «Угадай, какой факт обо мне правда». Родители считают, что нам будет проще определиться со своим будущим, если мы будем ходить одновременно на танцы, футбол, английский, физику и в музыкальную школу. Столько всего попробовали, такое пространство для выбора!

В детстве меня отправили на танцы, чтобы я занималась «чем-то женственным». Забрали оттуда, потому что маме стало неудобно возить меня на тренировки и соревнования. Чего хотела я, так и не спросили. Мама не понимала, что я могу сама что-то хотеть или что-то знать о своих потребностях, ведь максимум, что хотят дети, — это конфеты вместо супа на обед.

Потом мама купила мне абонемент в фитнес-клуб и ругалась, что я туда не хожу. Теперь я понимаю: она хотела, чтобы ее ребенок занимался спортом, но она даже не объяснила мне, зачем он нужен.

Желание бесконечно развивать ребенка, как персонажа в компьютерной игре, иногда связано с собственной нереализованностью взрослых в жизни. Такие родители любят соревноваться с другими такими же, у кого ребенок круче, как будто у них турнир в The Sims. Вы знаете их детей: они послушны и исполнительны, с детского сада ходят на спорт, математику и в школу скорочтения, получают пятерки — и очень часто грустят.

Популярные статьи  Как успокоить нервы и быстро привести психику в норму

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Оказалось

Родители больше всего боятся, что мы ничем не будем заняты, ведь от безделья все проблемы. Они стыдят и пугают ничегонеделанием. Но как восполнять потраченные ресурсы, они и сами не знают — и потому не учили этому детей. Неумение отдыхать и чувство вины за передышку делают нас или несчастными трудоголиками, или саботажниками, которые отказываются от любой деятельности, пытаясь восполнить время детского беззаботного отдыха.

После многих лет отчуждения инициативы ты уже не хочешь ничего, кроме как погулять с друзьями, поздно ночью уснуть под сериал и проспать до обеда. Но оказалось, что во взрослой жизни не заводить будильник — это практически роскошь. Почему, зная это, родители отнимали у нас единственный период в жизни, когда можно быть свободным и беззаботным без риска жить впроголодь?

С вредными привычками очень трудно расстаться.

Для большинства из нас (например, для тех, кто не справляется с клинической депрессией), изменение наших привычек является простым процессом. Люди, которые говорят, что это не так, обычно просто ищут отговорки. Они всегда хотят, чтобы задача стала на 100% легче, независимо от того, насколько легка она уже сейчас. Всегда легче ничего не делать, чем делать хоть что-то. Всегда легче жаловаться, а не действовать. Иногда это бывает неприятно, но это стоит делать. Стоит напоминать себе, что изменение привычек – это только вопрос желания. Просто вспомните свои действия и замените одно маленькое действие другим. 

Почему вы делаете то, что вы делаете?

Коллективный ответ на этот вопрос прост: 

Как и большинство других людей, вы не знаете, как справиться со стрессом и скукой здоровым и эффективным способом. 

Да, большинство из ваших вредных привычек формируются как способ борьбы со стрессом и скукой – вы уходите от реальности вместо того, чтобы принять её. И эти привычки сформировались не в одно мгновение, значит, и уходить они будут не сразу. Вы их приобрели благодаря повторным действиям, и единственный способ изменить их лежит также через повторение – делайте небольшие, простые, постепенные сдвиги.

Для начала, давайте посмотрим на пять чрезвычайно распространенных вредных привычек: 

• Бессмысленная трата времени

• Нездоровое питание

• Просмотр телепередач или игры в видеоигры в течение нескольких часов в день

• Постоянные походы по магазинам за вещами, которые вам не нужны

• Общая пассивность и отсутствие физических упражнений

А вот некоторые новые привычки, которые вы можете использовать, чтобы постепенно заменить их:

• Возьмите ситуацию под контроль, начните с первых, маленьких шажков, которые не потребуют от вас напряжения

• Начните употреблять ту здоровую пищу, которая вам действительно нравиться

• Проводите больше времени, играя с членами семьи или друзьями

• Когда вам скучно – танцуйте, играйте на музыкальном инструменте, читайте, пишите или занимайтесь тем делом, которое доставляет вам удовольствие

• Прогулки, пробежки, походы, велосипед или плавание

Затем, как только ваш мозг свыкнется с мыслью, что вы готовы к изменениям в своей жизни, просто следуйте этим простым шагам: 

1. Выберите одну новую привычку и начинайте её придерживаться совсем понемногу – всего пятьминут в день.

2. Инициируйте свою социальную ответственность через Facebook, Instagram и так далее. Расскажите о тех небольших изменениях, которые вы делаете, а затем попросите кого-нибудь, чтобы он регулярно проверял вас (желательно ежедневно), чтобы убедиться, что вы на верномпути.

3. Определите для себя ключевые моменты – например, момент, когда вы входите в дом послеработы – и затем выполняйте свою новую привычку каждый раз, когда этот момент наступает.

4. Цените свою новую привычку, отслеживайте те маленькие кусочки прогресса, которые появятся – например, просто ставьте галочку в календаре каждый раз, когда вы завершите свои занятия; постройте визуальную цепочку и следите, чтобы она не прерывалась.

5. После того как вы перестанете ощущать дискомфорт от своих пяти минут в день, увеличивайте время: сначала до семи минут в день, потом до десяти минут, и так далее. 

В действительности это всё, что от вас требуется – по крайней мере, на базовом уровне. Так постарайтесь не тратить своё время и энергию на сопротивление изменениям в вашей жизни. Вместо этого, потратьте своё время и энергию на то, чтобы начать приобретать новую привычку, одно действие в день, один маленький шажок за один раз.

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали эту статью…

…ещё раз зададим эти вопросы:

Сколько раз вы слышали, что это конец, когда на самом деле это было началом? 

Сколько раз вы ставили крест на своих потаённых надеждах? 

Сколько раз в молодые годы вы слышали от людей ложь, которую Эдисон в свои трудные дни назвал бы блефом? 

Задумайтесь на мгновение.

Напомните себе, что истина не перестаёт существовать от того, что её игнорируют.

Когда истина игнорируется, сознательно или подсознательно, это только усложняет вашу жизнь! И нет абсолютно никаких причин это делать. Нет никаких оснований, чтобы обременять себя старой ложью и полуправдой.

Смотрите правде в глаза, говорите правду, и живите по правде – это невероятно важно, всегда!

Ваш ход…

Источник — Marc Chernoff

Горе – это бремя, которое со временем нас опустошает.

Возможно, вы слышали, что длительная печаль подрывает здоровье. Я говорю это, потому что меня этому учили ещё тогда, когда я был подростком. В автомобильной аварии погиб мой близкий друг. Сначала все сочувствовали моим слезам, но шли недели и месяцы, и я всё чаще говорил себе, что пришло время забыть. Я помню, кто-то говорил мне: «Слёзы в этом деле не помогут». Но это неправда. Мне необходимо было выплакаться. Слёзы медленно поливали семена моего выздоровления. И я выздоровел, и стал гораздо сильнее, добрее и мудрее, чем я был когда-либо прежде.

Десять лет спустя жизнь ещё дважды преподносила мне этот урок: первый раз – когда мы с Эйнджел пережили смерть её старшего брата Тодда, покончившего самоубийством, второй – когда всего через месяц умер от астмы наш общий лучший друг Джош.

Через горе потери любимых людей я получил дар осознания… осознания того, что каждый из нас потеряет кого-то, кого мы любим, и что эта реальность является необходимостью.

Будучи людьми, мы часто встречаемся с горем, и это помогает нам оставаться людьми. Например, Эйнджел сказала мне однажды: «Мой брат ещё не раз умрёт на протяжении моей оставшейся жизни, но всё нормально – это делает меня ближе к нему». Таким способом Эйнджел напомнила мне, что горе не проходит бесследно. Шаг за шагом, вздох за вздохом, оно становится частью нас. И оно становится нашей здоровой частью.

Это похоже на перелом лодыжки, который всегда начинает болеть, когда вы танцуете, но вы всё равно продолжаете танцевать, хотя и слегка прихрамывая.

Диагностика

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Беседа пациента со специалистом проходит в присутствии близкого родственника. Это помогает опровергнуть вымышленные факты или наоборот подтвердить их правдивость.

Таким образом происходит сбор анамнеза с параллельным контролем за вербальным поведением пациента. Попутно вычисляется наличие либо отсутствие галлюцинаторных симптомов и бреда.

В процессе неврологического осмотра врач проверяет сохранность рефлексов, состояние тонуса мышц, чувствительность и двигательные навыки. После этого необходимо провести более детальную оценку состояния ЦНС и таким образом обнаружить основную проблему.

В зависимости от ситуации и степени выраженности конкретных симптомов для этого может понадобиться результат ЭЭГ и КТ либо МРТ головного мозга.

Психопатологическое обследование в этом случае потребует от пациента выполнения ряда несложных тестов:

  1. Диз-Родигер-МакДермотт парадигма. Пациенту предлагают прослушать аудиозапись с несколькими тематическими категориями слов. Если пациент уверенно называет слова, которые не звучали, это и есть яркий признак конфабуляции.
  2. Задачи воспоминаний. Пациент должен вспомнить любую хорошо знакомую всем и ему историю. На основании его рассказа фиксируются все искажения и ошибки, которые заключаются либо в подмене действительных фактов на вымысел, либо включение посторонних эпизодов, которых в истории быть не могло.
  3. Задачи распознавания. Тест заключается в серии быстро показанных изображений. При этом одни изображения демонстрируются только единожды, а другие по несколько раз. Если пациент уже видел изображение прежде, он должен об этом сигнализировать. Спустя непродолжительное время задание повторяется. Если пациент при повторе допускает больше ошибок, чем при первом показе, это свидетельствует о путанице и присущих ложных воспоминаниях.
Популярные статьи  Судороги в ногах по ночам: причины и лечение

Лечение парамнезий

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Все виды лечения патологий памяти (криптомнезия, конфабулёз, фантазм и др.) основываются, в основном, на психологии. Часто имеет место и психотерапия.

Чтобы уничтожить ложные воспоминания, необходимо задействовать подсознание человека. Например, лакановский способ понимания явления фантазм (наслоение выдуманных «Я» на реальное «Я») подводит к решению воплотить в действительность мечты человека, чтобы выдуманные «личности» объединились в одной – реально существующей.

Конфабулёз и смежные с ним расстройства лечатся в том числе при помощи фрейдовского психоанализа – путём бесед и раскрытия творческого потенциала.

Ложные воспоминания – это психологическое явление, при котором человек «помнит» события, которых на самом деле не происходило. Ложные воспоминания часто рассматриваются в судебных делах, касающихся сексуального насилия над детьми. Это явление было первоначально исследовано пионерами психологии Пьером Жане и Зигмундом Фрейдом. Фрейд написал труд «Этиология истерии», в котором говорил о подавленных воспоминаниях, о детских сексуальных травмах в их отношении к истерии. Элизабет Лофтус является ведущим исследователем в области восстановления памяти и ложных воспоминаний с момента начала её исследовательской карьеры в 1974 году. При синдроме ложной памяти, ложная память присутствует в качестве преобладающей части жизни человека, влияя на его характер и повседневную жизнь. Синдром ложной памяти отличается от ложных воспоминаний, поскольку синдром оказывает сильное влияние на жизнь человека, в то время как ложные воспоминания могут не оказывать столь фундаментального эффекта. Синдром вступает в силу, потому что человек считает, что его воспоминания являются настоящими. Тем не менее, исследование этого синдрома является спорным, и синдром не идентифицирован как психическое расстройство, и, следовательно, также исключен из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам

Ложные воспоминания являются важной частью психологических исследований из-за их связи с большим количеством психических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство

Отличия от других типов амнезии и парамнезии

В психиатрической практике выделяют такие основные типы амнезии:

  • антероретроградная и ретроградная. При таких типах информация стирается до момента возникновения заболевания;
  • антероградная: больной не может воспринимать информацию после начала заболевания;
  • синдром Корсакова: тяжелая форма потери памяти, характеризующаяся острым дефицитом витамина В1;
  • фиксационная: характеризуется невозможностью сохранять новую информацию;
  • перфорационная: информация накапливается частично;
  • травматическая: является последствием травмы головы, сопровождается исчезновением из памяти фактов, касающихся личной жизни больного;
  • детская: отсутствуют воспоминания о раннем детстве.

Принципиальной разницей между другими типами амнезий и псевдореминисценциями, а также другими видами парамнезии является то, что при последней происходит только искажение воспоминаний. При большинстве амнезий воспоминания пропадают полностью.

Псевдореминисценции характерно только смещение событий во времени, при этом они действительно происходили, но чаще всего раньше, чем человек об этом рассказывает. Бывает и наоборот, события переносятся в более отдаленный промежуток времени.

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Криптомнезия – вымышленные события представляются больным как реальные. В некоторых случаях они могут быть взяты из литературы или художественного фильма. Иногда такой диагноз ставится людям, которые подробно рассказывают о событиях пережитых ими в прошлой жизни.

Конфабуляции — вторая сторона одной медали

Конфабуляции – при этих типах расстройств в качестве реальных фактов предоставляются галлюцинации. Различают несколько видов расстройства. Существуют две основные классификации. По содержанию:

  • мнемонические – вымыслы о текущих событиях;
  • экмнестические, при которых происходит сдвиг в прошлое;
  • фантастические содержат в себе множество вымышленных фактов.

Также нарушение классифицируются по происхождению:

  • внушенные – спровоцированные подсказками или наводящими вопросами;
  • бредовые – возникают как следствие бредовых идей;
  • мнестические – замещают пробелы в памяти;
  • онейрические – обуславливаются нарушениями сознания непродуктивного типа;
  • экспансивные – характеризуются идеями бреда величия, больной пытается показать себя гениальным изобретателем, интеллектуально одаренным, чрезмерно богатым и так далее.

Основное отличие конфабуляции от псевдореминисценции в том, что первое это галлюцинация памяти (т.е события не было вовсе), а вторая —

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Криптомнезия, конфабуляции и псевдореминисценции представляют собой одну и ту же проблему, только несколько видоизмененную.

Различия проводят для правильного понимания и адекватного общения с больным для того, чтобы избежать негативной реакции и отличить реальные события от вымышленных. Также это требуется для правильной диагностики, а значит и лечения расстройств памяти.

Миф № 6. Будущее можно легко «испортить»

Нас учили

С самого детства нам прививают острое чувство ответственности за свое будущее, как будто каждое наше действие в подростковом возрасте фатально повлияет на всю нашу дальнейшую жизнь. Из-за этого кажется, что бросить университет, выбрать тусовки по выходным вместо похода в библиотеку или поехать в незапланированное путешествие — это катастрофа.

Нам в голову вдалбливали схему идеальной жизни, по которой надо двигаться, как по ступенькам: школа, университет, работа, семья, пенсия. Но если что-то пойдет не так, всё разрушится! Чувство гиперответственности за каждое решение сковывает. Мы боимся рисковать и менять свою жизнь, потому что кажется, что мы сразу сворачиваем с намеченного пути.

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Оказалось

Нет никакого пути, а жизнь больше похожа на лабиринт, чем на лестницу. Нас ждут десятки крутых поворотов и тупиков. Мы можем бросить учебу, несколько раз сменить профессию, город, страну, влюбиться, создать семью и развестись (и даже не один раз) — и всё это нормально.

Чем могут помочь врачи?

3 ложных истины, которые нам внушили с детства

Предлагаются методы лечения и «укрепления» головного мозга и аналогичными им препаратами, улучшающими кровоснабжение и метаболизм его структур ( , Фенотропилом).

Необходимо сбалансированное питание с достаточным содержанием жизненно необходимых веществ, рациональные физические нагрузки, отвлекающие подвижные игры на свежем воздухе.

Из методов психологического воздействия могут быть предложены гипнотерапия, релаксирующая терапия, а также методы восточной медицины: иглотерапия, цигун, йога, позволяющие достигать максимальной концентрации внимания на настоящем моменте, не «убегая» в события времени прошлого и будущего.

И, несомненно, главным условием успеха лечения должно быть желание сотрудничества больного с врачом-специалистом.

Отличный от других вид парамнезии: «на уровне галлюцинации»

С точки зрения психологии конфабуляции подобны «латанию дыр» в памяти – недостающие фрагменты её заполняются подходящим материалом, происходит её реконструкция с помощью информации, полученной в настоящем времени.

И «грехом» этим страдают не только психически больные – это могут быть и действия здорового человека, производящиеся им на протяжении всей жизни (вполне сознательные либо же являющиеся бессознательной фальсификацией – защитой от того, что тревожит).

Но в начале позапрошлого века классик психиатрии Л. Кальбаум назвал конфабуляции «галлюцинациями вспоминания», считая их разновидностью парамнезии. Где память предъявляет больному события полностью вымышленные, никак не могущие быть фактами его жизни, в отличие от «иллюзий вспоминания» – псевдореминисценций, где действительно происходившие в жизни больного события лишь смещены в памяти в иное время.

И то, и другое толкование сводится к понятию «ложных воспоминаний», которыми нередко маскируется начинающаяся гипомнезия либо прогрессирующая амнезия, где конфабуляции либо заполняют «прорехи» в памяти больного, либо существуют как самостоятельные структуры.

Либо экспансивными, отражающими «великую идею»: необыкновенного, богатырского здоровья, интеллектуального (до гениальности) превосходства над другими, высокого предназначения.

Конфабуляции могут создавать «наплывы», в которых наступает спутанность – личность совершенно теряется, дезориентируется в пространстве и времени; в результате конфабулёза может наступить даже расстройство мышления.

Галлюцинации памяти не следует путать:

  • ни с криптомнезией (отчуждённостью от собственной действительности);
  • ни с эхомнезией (с многократным возвращением в ложных воспоминаниях к актуальной теме);
  • ни с фантазмами (неудержимой патологической лживостью).

Современная психиатрия трактует феномен конфабуляций именно как искажение воспоминаний об имевших время и место действительных событиях в сочетании с событиями вымышленными и с перенесением их в другое время.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

3 ложных истины, которые нам внушили с детства
Список психических расстройств у детей и взрослых