Введение
Экологическая психология — это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук — экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин — социальной экологии и поведенческой географии — характерны общие особенности.
Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им.
Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе.
В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.
Однако экологическая психология имеет и свою отличительную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения человека в реальном мире. Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.
В своем реферате я постараюсь рассмотреть основные предпосылки и причины возникновения социальной психологии, ее предмет и задачи.
Сфера интересов экологической теории
В рамках данной дисциплины изучаются следующие вопросы:
- как природа и экология влияют на здоровье и поведение конкретной личности в социуме и человеческой популяции в целом;
- как сохранить экологический баланс;
- что делать и как ориентироваться на местности в сложных и аномальных ситуациях;
- как воспитать в людях ответственность по отношению к своей планете, научить их бережно относится к природе.
При этом обрабатываются потоки информации, систематизируются данные, выстраиваются графики зависимости. С учетом полученных результатов разрабатываются способы эффективного управления земными ресурсами, их грамотного распределения.
Среди насущных проблем, которыми занимается экопсихология, можно назвать такие:
- Влияние на психику неправильного восприятия окружающей действительности, негативные последствия этого.
- Выявления мотивов неразумного поведения и вредительства.
- Воспитание человека с экологическим сознанием, который бережно относится к природе.
- Информирование общества о реальных проблемах в экологии, в изменении климата, и о том, как это может повлиять на психику и самочувствие в целом.
- патологическое накопительство: хобби или психическое отклонение;
- как расхламить свою квартиру;
- как очистить домашнее пространство от негативной энергии;
- как научиться жить в гармонии с самим собой;
- экологичная ссора или как решить любой конфликт мирным путём.
Когнитивность и восприятие
Когнитивность является одним из процессов психики, который помогает людям получать, сохранять, интерпретировать и использовать информацию. Когнитивность включает такие процессы, как ощущение, различение, запоминание, воображение, рассуждение, принятие важных решений. Все эти понятия отталкиваются от поведения человека и накопленного им жизненного опыта.
Понятие восприятия более узкое. Оно означает целостное отражение ситуаций, предметов и событий, которые возникают при воздействии на рецепторные раздражители различного рода внешних факторов. С помощью восприятия происходит непосредственно-чувственная ориентация в окружающей среде. С помощью восприятия человек переводит различные сенсорные показатели в упорядоченную информацию.
Синтез экологии и психологии происходит в предметных областях:
■ экологии человека — изучающей закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека;
■ психологии труда — труд как обменный эко-социальный и психо-экологический феномен, экобезопасность труда;
■ педагогической психологии — проблемы экологического образования, проблемы формирования личности;
■ психологии безопасности — проблемы экологической безопасности и ее обеспечения;
■ географической психологии — влияние ландшафта на психику, психическое здоровье и климат, человек как преобразовательная сила природы и т.д.;
■ социальной экологии (феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания);
■ глобальной экологии (проблемы ноосферогенеза и устойчивого развития);
■ экология культуры (взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды)
■ и др.
На рис. 2 приведено представление экологической психологии в системе наук, построенной на базе конструктов:
биотическое (В — BIOS) — социальное (S — SOCIALIS);
экологическое (О — OIKOS) — психическое ( W— PSYCHE)
Содержательно экологическая психология раскрывается в качестве составной части прикладной экологии (психологическая компонента технологии решения экологических проблем), и в качестве таковой особое внимание уделяет лицам, участвующим в этом процессе, исследует их мотивационную сферу, систему ценностей, наличие установок и разрабатывает психотехнические способы экологизации сознания ЛПР (лицо, принимающее решение).
В качестве же самостоятельной научной дисциплины междисциплинарная интегративная область знания формируется на стыке экологии человека и психологии.
Предмет экологической психологии можно определить как рожденное Природой и Обществом «психическое» человека, являющегося носителем особой геологической (по В.И. Вернадскому) и космической силы, сравнимой с естественными природными силами по влиянию на судьбу планеты.
В экологической психологии изучаются психические свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости от средовых свойств различного уровня: физического, химического, биотического, психологического, социального, культурно-исторического, духовного.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Круг проблем экопсихологии условно разбивается на три уровня (рис. 3):
(1) группа задач первого уровня:
изучение экоусловий сохранения и развития психики человека, определение предельно допустимых значений различных параметров среды, поиски оптимума, выяснение влияния различных типов загрязнений, в том числе и «психологических». К ним относятся также задачи оценки экологической обстановки с помощью психологических методов;
( 2) группа задач второго уровня:
соответствует обратному отображению «психического» на Мир, реализуемому в процессе продуктивной деятельности человека, целенаправленный, сознательный характер которой обуславливает отражение в суммарном продукте, то есть преобразованном Мире (эйкосе) общих и особенных психологических свойств личности. К задачам второго уровня относятся вопросы, связанные с исследованием психологических свойств, определяющих энтропийный (разрушительный) и эктропийный (созидательный) характер деятельности, разработка методов психодиагностики экологической ориентации личности и способов ее формирования, эколого-психологический анализ труда, вопросы психологии труда в природоохранной сфере;
( 3 ) группа задач третьего уровня:
составляют психологические проблемы ноосферогенеза. Ноосферогенез, являясь процессом природным, может, тем не менее, происходить только под управлением человеческого Разума, организованного наукой нового типа. Быть может, именно экологии как науке о Доме, в союзе с психологией — наукой о душе строителя Дома, предстоит сыграть эту роль.
Экология личности – новая область знаний
Это «вершинная экология», исследующая причины грозящей катастрофы. Экология личности является также вершинной психологией целостной личности. Экология личности – вершинная философия ХХI века, соединяющая материальное и идеальное в позитивной деятельности людей, совершающих восхождение на следующую ступень развития, философия людей, которые смогут, наконец, обуздать агрессивность личности, переориентировать ее с мертвых ценностей на ценность жизни, созидание и единение. Это путь к новому большому направлению в науке.
Экология личности – это наука о каждом из нас и о всех нас вместе. Она для президентов и учителей, для учеников и родителей, для ученых и чиновников, для верующих и атеистов, независимо от цвета кожи, вероисповедания, образования, благосостояния и партийной принадлежности. Она для землян, для всех тех, кто любит жизнь и готов служить ее процветанию. (Президент Академии гуманитарных наук, директор Республиканского гуманитарного института, доктор экономических наук, профессор В.Т. Гуляев)
Для землян пришла пора пересмотреть приоритеты, и все усилия сосредоточить на поисках Пути спасения жизни. Сегодня только единицы понимают, что экология, призванная защищать жизнь, занята лишь вещными следствиями опасной для жизни деятельности людей.
Причины катастрофы коренятся в «мире ином» – в духовном мире человека, в его отчужденной от жизни личности. На протяжении тысячелетий проблемами духа занималась религия. Но сам факт стремительно надвигающейся экологической катастрофы свидетельствует о том, что усилия ее недостаточны. Следующий этап в развитии Человека разумного, если он еще возможен, связан с прагматическим (вынужденным) гуманизмом.
↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ
╧ | мЮГБЮМХЕ | цНД | рЕЙЯР | рХО | дЕИЯРБХЪ |
---|---|---|---|---|---|
1. |
щЙНКНЦХВЕЯЙХИ ОНДУНД Й ГПХРЕКЭМНЛС БНЯОПХЪРХЧцХАЯНМ дФ. |
1979 | — | ||
б ЙМХЦЕ ОНДБЕДЕМШ ХРНЦХ АНКЕЕ ВЕЛ ОНКСБЕЙНБНЦН ОЕПХНДЮ МЮСВМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЕЕ ЮБРНПЮ Х ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКЕИ. жЕМРПЮКЭМЮЪ ХДЕЪ, ЯНЯРЮБКЪЧЫЮЪ ЯЕПДЖЕБХМС ОНДУНДЮ дФ. цХАЯНМЮ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ГПХРЕКЭМНЦН БНЯОПХЪРХЪ, ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б РНЛ, ВРН МЕ РНКЭЙН ЩКЕЛЕМРЮПМШЕ НЫСЫЕМХЪ, МН Х АНКЕЕ ЯКНФМШЕ НАПЮГШ ЯНГМЮМХЪ ЯРПНЦН ДЕРЕПЛХМХПНБЮМШ ЯРХЛСКЮЛХ, Р. Е. ЩЙНКНЦХВЕЯЙХЛХ БНГДЕИЯРБХЪЛХ. йМХЦЮ…
йЮРЕЦНПХХ ГМЮМХИ: сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ |
|||||
2. |
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪоЮМНБ б.х. |
2004 | — | ||
б ЙМХЦЕ ДЕКЮЕРЯЪ ОНОШРЙЮ ЯХЯРЕЛЮРХГХПНБЮРЭ ПЮГКХВМШЕ ЩЙНКНЦН-ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН МЮОПЮБКЕМХЪЛ: ОЯХУНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЩЙНКНЦХЪ, ЩЙНКНЦХВЕЯЙХИ ОНДУНД Й БНЯОПХЪРХЧ, ОЯХУНКНЦХЪ НЙПСФЮЧЫЕИ ЯПЕДШ, ОЯХУНКНЦХЪ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪ Х ОП.
йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ: сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ |
|||||
3. |
рЕНПХЪ ОНКЪ Б ЯНЖХЮКЭМШУ МЮСЙЮУкЕБХМ й. |
— | — | ||
бКХЪМХЕ йСПРЮ кЕБХМЮ МЮ ОЯХУНКНЦХЧ МЕ СЛЕМЭЬЮЕРЯЪ. еЦН БЙКЮД Б МЮСЙС ОПХБКЕЙЮЕР ОПХЯРЮКЭМНЕ БМХЛЮМХЕ ЛМНЦХУ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ. лМНЦХЕ БНОПНЯШ, ЙНРНПШЛХ НМ ГЮМХЛЮКЯЪ, ЯРЮКХ НЯМНБНОНКЮЦЮЧЫХЛХ ДКЪ ОЯХУНКНЦНБ: СПНБЕМЭ ОПХРЪГЮМХИ, ЦПСООНБЮЪ ДХМЮЛХЙЮ Б ЯНЖХЮКЭМШУ МЮСЙЮУ, ЯНЖХЮКЭМЮЪ ОЕПЖЕОЖХЪ, РЕНПХЪ ОНКЪ, ЖЕКЕБЮЪ ЯРПСЙРСПЮ Х ЖЕКЕБШЕ СПНБМХ ХМДХБХДЮ Х Р. Д. йМХЦЮ ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ЙЮЙ ДКЪ…
йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ: сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ |
|||||
4. |
щЙНКНЦХВЕЯЙНЕ ЛХПНБНГГПЕМХЕ: ЙНМЗЧМЙРСПМНЯРЭ Х ЮПУЮХВМНЯРЭоКЧЯМХМ ч.л. |
1996 | — | ||
юБРНП ЯРЮРЭХ НДМХЛ ХГ НЯМНБМШУ ПЕГСКЭРЮРНБ ЯБНЕИ МЮСВМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЯВХРЮЕР ТНПЛСКХПНБЙС ЙНМЖЕОЖХХ «ЯНЖХЮКЭМШУ ЮПУЕРХОНБ» — БШДЕКЕМХЕ ХМБЮПХЮМРМШУ ТНПЛ НРМНЬЕМХИ, БШЯРСОЮЧЫХУ СЯКНБХЕЛ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ЯСЫЕЯРБНБЮМХЪ ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ С ФХБНРМШУ Х ВЕКНБЕЙЮ.
йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ: сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ |
|||||
5. |
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЕДЮЦНЦХЙЮ Х ОЯХУНКНЦХЪдЕПЪАН я.д., ъЯБХМ б.ю. |
1996 | — | ||
б СВЕАМНЛ ОНЯНАХХ ОПЕДОПХМЪРЮ НДМЮ ХГ ОЕПБШУ ОНОШРНЙ ЯНГДЮРЭ ЖЕКНЯРМШИ ЙСПЯ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН НАПЮГНБЮМХЪ. пЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ Х ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХЕ ОПЕДОНЯШКЙХ ЩТТЕЙРХБМНЦН ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН БНЯОХРЮМХЪ ЬЙНКЭМХЙНБ.
йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ: сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ |
|||||
6. |
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ: ДХЮЦМНЯРХЙЮ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪдЕПЪАН я.д. |
1999 | — | ||
б ОПЕДКЮЦЮЕЛНИ БМХЛЮМХЧ ВХРЮРЕКЕИ ЛНМНЦПЮТХХ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ НЯМНБМШЕ ОПНАКЕЛШ ОЯХУНКНЦХХ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪ: ЯСЫМНЯРЭ ЯСАЗЕЙРХБМНЦН НРМНЬЕМХЪ Й ОПХПНДЕ, БНГЛНФМНЯРЭ ЯСАЗЕЙРХБМНЦН БНЯОПХЪРХЪ ЛХПЮ ОПХПНДШ, ПЮГБХРХЕ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪ Б ОПНЖЕЯЯЕ ЯНЖХНЦЕМЕГЮ Х НМРНЦЕМЕГЮ. б НВЕМЭ ДНЯРСОМНИ ТНПЛЕ ХГКЮЦЮЧРЯЪ НЯМНБШ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ. нОХЯШБЮЕРЯЪ ЙНЛОКЕЙР ЛЕРНДХЙ…
йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ: сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ |
|||||
7. |
оЯХУНКНЦХЪ НРМНЬЕМХЪ Й ОПХПНДЕъЯБХМ б.ю. |
2000 | — | ||
тСМДЮЛЕМРЮКЭМЮЪ ЛНМНЦПЮТХЪ ОНЯБЪЫЕМЮ НАЫЕОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЛ Х ОЯХУНКНЦН-ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХЛ ЮЯОЕЙРЮЛ НРМНЬЕМХЪ Й ФХБНИ ОПХПНДЕ Х ЕЦН ТНПЛХПНБЮМХЪ Б НМРНЦЕМЕГЕ, ЛЕРНДЮЛ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ДХЮЦМНЯРХЙХ ЩРНЦН НРМНЬЕМХЪ Х ЯОНЯНАЮЛ ЕЦН ТНПЛХПНБЮМХЪ Х ПЮГБХРХЪ. юДПЕЯСЕРЯЪ ОЯХУНКНЦЮЛ, ОЕДЮЦНЦЮЛ, ЩЙНКНЦЮЛ. НРМНЬЕМХЪ Й ОПХПНДЕ С КХЖ Я БШЯНЙХЛ Х МХГЙХЛ СПНБМЕЛ ЕЦН ХМРЕМЯХБМНЯРХ, Ю РЮЙФЕ ОНЙЮГЮМШ…
йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ: сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ |
╧ | мЮГБЮМХЕ | цНД | рЕЙЯР | рХО | дЕИЯРБХЪ |
---|
Среди идей, претендующих на общенаучный парадигмальный уровень, отчасти заимствованных из других областей знания, отчасти рожденных внутри экопсихологии, можно привести следующие:
■ придание обитаемому миру (эйкосу) статуса субъекта;
■ полионтологичность или множественность реальности (одна из базовых позиций виртуалистики);
■ придание виртуальным реальностям онтологического статуса;
■ представление о человеческом Разуме как о системном свойстве Мироздания, при котором между человеком и эйкосом возникают взаимно-рефлексивные отношения;
■ принципиальная неравновесность процессов и, как следствие, непредсказуемость действительности;
■ представление реальности в форме актуализированной событийности (синергии) человека, социального окружения, обитаемого мира в целом.
Смежные дисциплины: экология человека, социальная экология, географическая психология, психология безопасности
Практические задачи экопсихологии:
■ Психологические свойства окружающей среды, механизмы действия «психологических загрязнений» и психологические явления, сопутствующие природным и техногенным катастрофам.
■ Медицинские и социально-психологические следствия проживания в зонах с различным качеством окружающей природной среды, прежде всего в зонах с. экстремальными условиями жизни (например, Заполярье) и на территориях экологического бедствия в эколого-географическом аспекте.
■ Медицинская и социально-психологическая реабилитация населения. Роль географических факторов, традиционной культуры и религии в процессах реабилитации.
■ Проблемы геополитики в социально-психологическом и этнопсихологическом аспекте.
■ Медицинские и социально-психологические следствия вынужденного переселения на территории с резко отличными от прежних экологическими условиями. Реабилитация беженцев.
■ Влияние эколого-географических факторов на психо-физиологические характеристики индивида и построение на этой основе интегральных критериев оценки экологической обстановки.
■ Медико-экологические и эколого-психологические подходы к проектированию рекреационных и особо охраняемых территориально-хозяйственных образований (заповедников, национальных природных парков, эколого-экономических зон, ноосферных заповедников).
■ Медико-экологическая и эколого-психологическая экспертиза социально-экологических систем.
■ Психотехнические средства распространения и популяризации географических, медико-экологических и эколого-психологических знаний среди населения и научной общественности.
■ Влияние свойств индивида и личности на решение экологических проблем различного уровня.
Основные функции экологической психологии
В последнее время стало активно изучаться влияние человеческого фактора на среду обитания и обратное действие – как природные условия способны изменить человечество. Существует несколько различных школ, которые определяют степень нашей зависимости от климата, температуры воздуха, состояния флоры и фауны. Это направление относится к естественным наукам.
Ученые отмечают, что отсутствие экологического воспитания, всеобщая социальная апатия к происходящему на планете, привыкание к резким климатическим и другим изменениям приводят к игнорированию нешуточных проблем. А между тем, природное равновесие напрямую зависит от человеческой деятельности, что необходимо как можно скорее донести до массового сознания.
В связи с этим и появилась отдельная дисциплина – психология экологического сознания или, кратко, экопсихология. Когда каждый начнет осознавать свое место в этом мире и ответственность за него, научится грамотно пользоваться недрами, водными, лесными и другими ресурсами, тогда можно будет говорить о достижении гармонии и равновесия с природными силами, о сохранении нашей планеты для будущих поколений. Но пока человечество, в основном, только потребляет, зачастую действуя по принципу «после нас хоть трава не расти».
Что конкретно изучает экопсихология
Экология и психология — довольно обширные понятия, их связь весьма многогранна. Основываясь на базе различных психологических знаний и проводя различные исследования о влиянии экологии, архитектуры и производства (эргономики), жилища на психику человека, экологическая психология развивается и накапливает весьма полезный для общества опыт и материал.
Эта интереснейшая наука занимается непосредственным изучением экологического сознания, в частности изучением особенностей восприятия обществом окружающей среды. Предметом экологической психологии также является исследование мотивации экологического поведения в контексте нанесенного вреда или пользы, и психологические последствия проблем с экологией, например, нарушения психического состояния, растущий уровень преступности.
Именно из-за освещения важнейших социальных проблем экопсихология стала неотъемлемой частью прикладной психологии.
Проблемы экопсихологии
Всевозможные исследования в экологической педагогике и психологии как никогда актуальны в наше время, потому что выход из экологического кризиса требует решения следующих проблем:
- выявление особенностей человеческого восприятия окружающей среды и ее негативных факторов, влияющих на психику;
- выявление психологических мотивов людей, относящихся как ответственно, так и безответственно к окружающей среде;
- анализ последствий экологического кризиса с точки зрения психологии и психосоматики;
- разработка пропаганды охраны окружающей среды, а также способов донесения до общества реальной экологической обстановки в мире.
Разработка всевозможных эколого-технических проектов, воздействующих прямым или косвенным способом на окружающую среду, должна подвергаться детальному анализу и профессиональной экспертизе.
С чего начиналась экопсихология
До 60-х годов XX века экопсихологию не признавали отдельной дисциплиной и все её выводы относили к смежным предметам. Самыми главными задачами в ту пору считались:
- решение глобальных экологических проблем;
- моделирование будущего с указанием климатических характеристик, какие изменения последуют за тем или иным видом деятельности, что зависит от людей, а что нет;
- познание окружающего мира через органы чувств;
- способы нейтрализации негативного воздействия антропогенного фактора и восстановления привычной среды обитания.
Попытки систематизировать наблюдаемые проявления природных сил предпринимались уже в древности. Большой объем данных собрали ранние цивилизации Египта, Китая. Передовые для того времени знания позволяли правителям держать народ в повиновении, предсказывая наводнения, затмения, смену климатических сезонов. Идейным новатором современности считают психолога Дж. Гибсона (США), который утверждал, что мы живем в мире экологическом, а не физическом, потому что наше сознание реально воспринимает лишь то, о чём свидетельствуют органы чувств. Мир физический – это предмет изучения и исследований, которыми занимаются физика, химия и другие науки.
Предмет и задачи экологической психологии
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящий момент не существует однозначного и неоспоримого подхода к непосредственному определению сути и задач экопсихологии, что вызывает определенные проблемы и вопросы в конкретизировании предмета ее изучения. Как утверждают российские ученые-психологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, основным предметом изучения экопсихологии является общественное экологическое сознание, которое рассматривается в социально-генетическом, функциональном и онтогенетическом аспектах.
По мнению вышеупомянутых авторов, основными направлениями в области исследований экопсихологии являются исследование психолоэкологического сознания в целом, изучение многообразия объективного и субъективного отношения к окружающей среде, детальный анализ всевозможных стратегий и различных технологий взаимодействия человека с окружающей средой
Ссылки
- Ecological Psychology
- International Society for Ecological Psychology
- Oxford Bibliography
- Ecological Psychology Lesson
Психология | |
Разделы |
|
Прикладная |
|
Направления |
|
Заключение
социальная экологическая психология
В заключение своего реферата хотелось бы отметить важность экологической психологии как науки, а точнее применения ее методов в социализации и образовании личности. В последние годы значительно активизируются экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания
Так, Т.В. Иванова изучала экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых людей — 17-19-летних, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от ее возможного использования. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой природа приобретает все в большей мере прагматический объективный характер.
К аналогичным результатам пришла И.В. Кряж, которая провела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Она в результате своего исследования выявила две стороны отношения к природе. С одной стороны, «равнодушие — экологическая безграмотность — безответственность — жестокость — эгоизм», с другой — «альтруизм — стремление к внутренней гармонии — переоценка жизненных ценностей — ответственность — поиск духовной основы — экологическая озабоченность — любовь к природе — потребность в общении с ней». В целом И.В. Кряж отмечает, что, в обыденном сознании людей преобладают в основном антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в непосредственном общении с природой связываются преимущественно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полученные Т.В. Ивановой и И.В. Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.
Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г
Козлова в своей работе акцентирует внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г
Иркутске в качестве ноосферного образования ставится проблема формирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, экологического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понимание органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных.
4 стр., 1566 слов
3 Сознание как предмет психологии
… о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Причем сознание можно было, … метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в …
В современном образовательном процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психологических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.