Что такое экологическая психология?

Введение

Экологическая психология — это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук — экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин — социальной экологии и поведенческой географии — характерны общие особенности.

Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им.

Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе.

В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.

Однако экологическая психология имеет и свою отличительную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения человека в реальном мире. Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.

В своем реферате я постараюсь рассмотреть основные предпосылки и причины возникновения социальной психологии, ее предмет и задачи.

Сфера интересов экологической теории

В рамках данной дисциплины изучаются следующие вопросы:

  • как природа и экология влияют на здоровье и поведение конкретной личности в социуме и человеческой популяции в целом;
  • как сохранить экологический баланс;
  • что делать и как ориентироваться на местности в сложных и аномальных ситуациях;
  • как воспитать в людях ответственность по отношению к своей планете, научить их бережно относится к природе.

При этом обрабатываются потоки информации, систематизируются данные, выстраиваются графики зависимости. С учетом полученных результатов разрабатываются способы эффективного управления земными ресурсами, их грамотного распределения.

Среди насущных проблем, которыми занимается экопсихология, можно назвать такие:

  1. Влияние на психику неправильного восприятия окружающей действительности, негативные последствия этого.
  2. Выявления мотивов неразумного поведения и вредительства.
  3. Воспитание человека с экологическим сознанием, который бережно относится к природе.
  4. Информирование общества о реальных проблемах в экологии, в изменении климата, и о том, как это может повлиять на психику и самочувствие в целом.
  • патологическое накопительство: хобби или психическое отклонение;
  • как расхламить свою квартиру;
  • как очистить домашнее пространство от негативной энергии;
  • как научиться жить в гармонии с самим собой;
  • экологичная ссора или как решить любой конфликт мирным путём.

Когнитивность и восприятие

Когнитивность является одним из процессов психики, который помогает людям получать, сохранять, интерпре­тировать и использовать информацию. Когнитивность включает такие процессы, как ощущение, различение, запоми­нание, воображение, рассуждение, принятие важных решений. Все эти понятия отталкиваются от поведения человека и накопленного им жизненного опыта.

Что такое экологическая психология?

Понятие восприятия более узкое. Оно означает целостное отражение ситуаций, предметов и событий, которые возникают при воздействии на рецепторные раздражители различного рода внешних факторов. С помощью восприятия происходит непосредственно-чувственная ори­ентация в окружающей среде. С помощью восприятия человек переводит различные сенсорные показатели в упорядоченную информацию.

Что такое экологическая психология?

Синтез экологии и психологии происходит в предметных областях:

■ экологии человека — изучающей закономерности взаимо­действия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей чело­века;

■ психологии труда — труд как обменный эко-социальный и психо-экологический феномен, экобезопасность труда;

■ педагогической психологии — проблемы экологического образования, проблемы формирования личности;

■ психологии безопасности — проблемы экологической безо­пасности и ее обеспечения;

■ географической  психологии —   влияние  ландшафта   на психику, психическое здоровье и климат, человек как прео­бразовательная сила природы и т.д.;

■ социальной экологии (феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания);

■   глобальной экологии (проблемы ноосферогенеза и устой­чивого развития);

■ экология культуры (взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды)

■  и др.

Что такое экологическая психология?

На рис. 2 приведено представление экологической психологии в системе наук, построенной на базе конструктов:

биотическое (В — BIOS) — социальное (S — SOCIALIS);

экологическое (О — OIKOS) — психическое ( W— PSYCHE)

Содержательно экологическая психология раскрывается в качестве сос­тавной части прикладной экологии (психологическая компонента техно­логии решения экологических проблем), и в качестве таковой особое вни­мание уделяет лицам, участвующим в этом процессе, исследует их мотивационную сферу, систему ценностей, наличие установок и разрабаты­вает психотехнические способы экологизации сознания ЛПР (лицо, при­нимающее решение).

В качестве же самостоятельной научной дисциплины междисциплинар­ная интегративная область знания формируется на стыке экологии чело­века и психологии.

Предмет экологической психологии можно определить как рожденное Природой и Обществом «психическое» человека, являющегося носителем особой геологической (по В.И. Вернадскому) и космической силы, срав­нимой с естественными природными силами по влиянию на судьбу планеты.

В экологической психологии изучаются психические свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости от средовых свойств различного уровня: физического, химического, биотического, психологического, социального, культурно-исторического, духовного.

Что такое экологическая психология?

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Популярные статьи  Навязчивые мысли в психических расстройствах, как от них избавиться

Круг проблем экопсихологии условно разбивается на три уровня (рис. 3):

(1) группа задач первого уровня:

изучение экоусловий сохранения и развития психики человека, определение предельно допустимых зна­чений различных параметров среды, поиски оптиму­ма, выяснение влияния различных типов загрязнений, в том числе и «психологических». К ним относятся также задачи оценки экологической обстановки с помощью психологических методов;

( 2) группа задач второго уровня:

соответствует обратному отображению «психическо­го» на Мир, реализуемому в процессе продуктивной деятельности человека, целенаправленный, созна­тельный характер которой обуславливает отражение в суммарном продукте, то есть преобразованном Мире (эйкосе) общих и особенных психологических свой­ств личности. К задачам второго уровня относятся во­просы, связанные с исследованием психологических свойств, определяющих энтропийный (разрушитель­ный) и эктропийный (созидательный) характер дея­тельности, разработка методов психодиагностики экологической ориентации личности и способов ее формирования, эколого-психологический анализ тру­да, вопросы психологии труда в природоохранной сфере;

( 3 ) группа задач третьего уровня:

составляют психологические проблемы ноосферогенеза. Ноосферогенез, являясь процессом природ­ным, может, тем не менее, происходить только под управлением человеческого Разума, организованного наукой нового типа. Быть может, именно экологии как науке о Доме, в союзе с психологией — наукой о душе строителя Дома, предстоит сыграть эту роль.

Экология личности – новая область знаний

Это «вершинная экология», исследующая причины грозящей катастрофы. Экология личности является также вершинной психологией целостной личности. Экология личности – вершинная философия ХХI века, соединяющая материальное и идеальное в позитивной деятельности людей, совершающих восхождение на следующую ступень развития, философия людей, которые смогут, наконец, обуздать агрессивность личности, переориентировать ее с мертвых ценностей на ценность жизни, созидание и единение. Это путь к новому большому направлению в науке.

Что такое экологическая психология?

Экология личности – это наука о каждом из нас и о всех нас вместе. Она для президентов и учителей, для учеников и родителей, для ученых и чиновников, для верующих и атеистов, независимо от цвета кожи, вероисповедания, образования, благосостояния и партийной принадлежности. Она для землян, для всех тех, кто любит жизнь и готов служить ее процветанию. (Президент Академии гуманитарных наук, директор Республиканского гуманитарного института, доктор экономических наук, профессор В.Т. Гуляев)

Что такое экологическая психология?

Для землян пришла пора пересмот­реть приоритеты, и все усилия сосредоточить на поисках Пути спасения жизни. Сегодня только единицы понимают, что экология, призванная защищать жизнь, занята лишь вещными следствиями опасной для жизни деятельности людей.

Что такое экологическая психология?

Причины катастрофы коренятся в «мире ином» – в духовном мире человека, в его отчужденной от жизни личности. На протяжении тысячелетий проблемами духа занималась религия. Но сам факт стремительно надвигающейся экологической катастрофы свидетельствует о том, что усилия ее недостаточны. Следующий этап в развитии Человека разумного, если он еще возможен, связан с прагматическим (вынужденным) гуманизмом.

Что такое экологическая психология?

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

мЮГБЮМХЕ цНД рЕЙЯР рХО дЕИЯРБХЪ
1.

щЙНКНЦХВЕЯЙХИ ОНДУНД Й ГПХРЕКЭМНЛС БНЯОПХЪРХЧцХАЯНМ дФ.

1979

б ЙМХЦЕ ОНДБЕДЕМШ ХРНЦХ АНКЕЕ ВЕЛ ОНКСБЕЙНБНЦН ОЕПХНДЮ МЮСВМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЕЕ ЮБРНПЮ Х ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКЕИ. жЕМРПЮКЭМЮЪ ХДЕЪ, ЯНЯРЮБКЪЧЫЮЪ ЯЕПДЖЕБХМС ОНДУНДЮ дФ. цХАЯНМЮ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ГПХРЕКЭМНЦН БНЯОПХЪРХЪ, ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б РНЛ, ВРН МЕ РНКЭЙН ЩКЕЛЕМРЮПМШЕ НЫСЫЕМХЪ, МН Х АНКЕЕ ЯКНФМШЕ НАПЮГШ ЯНГМЮМХЪ ЯРПНЦН ДЕРЕПЛХМХПНБЮМШ ЯРХЛСКЮЛХ, Р. Е. ЩЙНКНЦХВЕЯЙХЛХ БНГДЕИЯРБХЪЛХ. йМХЦЮ…

йЮРЕЦНПХХ ГМЮМХИ:
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ, йНЦМХРХБМЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ, йНЦМХРХБМШЕ МЮСЙХ

сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ

2.

щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪоЮМНБ б.х.

2004

б ЙМХЦЕ ДЕКЮЕРЯЪ ОНОШРЙЮ ЯХЯРЕЛЮРХГХПНБЮРЭ ПЮГКХВМШЕ ЩЙНКНЦН-ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН МЮОПЮБКЕМХЪЛ: ОЯХУНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЩЙНКНЦХЪ, ЩЙНКНЦХВЕЯЙХИ ОНДУНД Й БНЯОПХЪРХЧ, ОЯХУНКНЦХЪ НЙПСФЮЧЫЕИ ЯПЕДШ, ОЯХУНКНЦХЪ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪ Х ОП.
йЮЙ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМЮЪ НАКЮЯРЭ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ПЮЯЯЛНРПЕМЮ ЩЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ, Б НЯМНБЕ ЙНРНПНИ КЕФХР ПЮГБХРХЕ ОЯХУХВЕЯЙНИ…

йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ:
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ

сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ

3.

рЕНПХЪ ОНКЪ Б ЯНЖХЮКЭМШУ МЮСЙЮУкЕБХМ й.

бКХЪМХЕ йСПРЮ кЕБХМЮ МЮ ОЯХУНКНЦХЧ МЕ СЛЕМЭЬЮЕРЯЪ. еЦН БЙКЮД Б МЮСЙС ОПХБКЕЙЮЕР ОПХЯРЮКЭМНЕ БМХЛЮМХЕ ЛМНЦХУ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ. лМНЦХЕ БНОПНЯШ, ЙНРНПШЛХ НМ ГЮМХЛЮКЯЪ, ЯРЮКХ НЯМНБНОНКЮЦЮЧЫХЛХ ДКЪ ОЯХУНКНЦНБ: СПНБЕМЭ ОПХРЪГЮМХИ, ЦПСООНБЮЪ ДХМЮЛХЙЮ Б ЯНЖХЮКЭМШУ МЮСЙЮУ, ЯНЖХЮКЭМЮЪ ОЕПЖЕОЖХЪ, РЕНПХЪ ОНКЪ, ЖЕКЕБЮЪ ЯРПСЙРСПЮ Х ЖЕКЕБШЕ СПНБМХ ХМДХБХДЮ Х Р. Д. йМХЦЮ ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ЙЮЙ ДКЪ…

йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ:
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ

сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ

4.

щЙНКНЦХВЕЯЙНЕ ЛХПНБНГГПЕМХЕ: ЙНМЗЧМЙРСПМНЯРЭ Х ЮПУЮХВМНЯРЭоКЧЯМХМ ч.л.

1996

юБРНП ЯРЮРЭХ НДМХЛ ХГ НЯМНБМШУ ПЕГСКЭРЮРНБ ЯБНЕИ МЮСВМНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЯВХРЮЕР ТНПЛСКХПНБЙС ЙНМЖЕОЖХХ «ЯНЖХЮКЭМШУ ЮПУЕРХОНБ» — БШДЕКЕМХЕ ХМБЮПХЮМРМШУ ТНПЛ НРМНЬЕМХИ, БШЯРСОЮЧЫХУ СЯКНБХЕЛ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ЯСЫЕЯРБНБЮМХЪ ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ С ФХБНРМШУ Х ВЕКНБЕЙЮ.

йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ:
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ

сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ

5.

щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЕДЮЦНЦХЙЮ Х ОЯХУНКНЦХЪдЕПЪАН я.д., ъЯБХМ б.ю.

1996

б СВЕАМНЛ ОНЯНАХХ ОПЕДОПХМЪРЮ НДМЮ ХГ ОЕПБШУ ОНОШРНЙ ЯНГДЮРЭ ЖЕКНЯРМШИ ЙСПЯ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН НАПЮГНБЮМХЪ. пЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ Х ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХЕ ОПЕДОНЯШКЙХ ЩТТЕЙРХБМНЦН ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН БНЯОХРЮМХЪ ЬЙНКЭМХЙНБ.
оПЕДМЮГМЮВЕМН ДКЪ ЯРСДЕМРНБ БСГНБ Х СВХРЕКЕИ.

йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ:
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ

сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ

6.

щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ: ДХЮЦМНЯРХЙЮ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪдЕПЪАН я.д.

1999

б ОПЕДКЮЦЮЕЛНИ БМХЛЮМХЧ ВХРЮРЕКЕИ ЛНМНЦПЮТХХ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ НЯМНБМШЕ ОПНАКЕЛШ ОЯХУНКНЦХХ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪ: ЯСЫМНЯРЭ ЯСАЗЕЙРХБМНЦН НРМНЬЕМХЪ Й ОПХПНДЕ, БНГЛНФМНЯРЭ ЯСАЗЕЙРХБМНЦН БНЯОПХЪРХЪ ЛХПЮ ОПХПНДШ, ПЮГБХРХЕ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНГМЮМХЪ Б ОПНЖЕЯЯЕ ЯНЖХНЦЕМЕГЮ Х НМРНЦЕМЕГЮ. б НВЕМЭ ДНЯРСОМНИ ТНПЛЕ ХГКЮЦЮЧРЯЪ НЯМНБШ ОЯХУНДХЮЦМНЯРХЙХ. нОХЯШБЮЕРЯЪ ЙНЛОКЕЙР ЛЕРНДХЙ…

йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ:
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ

сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ

7.

оЯХУНКНЦХЪ НРМНЬЕМХЪ Й ОПХПНДЕъЯБХМ б.ю.

2000

тСМДЮЛЕМРЮКЭМЮЪ ЛНМНЦПЮТХЪ ОНЯБЪЫЕМЮ НАЫЕОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЛ Х ОЯХУНКНЦН-ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХЛ ЮЯОЕЙРЮЛ НРМНЬЕМХЪ Й ФХБНИ ОПХПНДЕ Х ЕЦН ТНПЛХПНБЮМХЪ Б НМРНЦЕМЕГЕ, ЛЕРНДЮЛ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ДХЮЦМНЯРХЙХ ЩРНЦН НРМНЬЕМХЪ Х ЯОНЯНАЮЛ ЕЦН ТНПЛХПНБЮМХЪ Х ПЮГБХРХЪ. юДПЕЯСЕРЯЪ ОЯХУНКНЦЮЛ, ОЕДЮЦНЦЮЛ, ЩЙНКНЦЮЛ. НРМНЬЕМХЪ Й ОПХПНДЕ С КХЖ Я БШЯНЙХЛ Х МХГЙХЛ СПНБМЕЛ ЕЦН ХМРЕМЯХБМНЯРХ, Ю РЮЙФЕ ОНЙЮГЮМШ…

йЮРЕЦНПХЪ ГМЮМХИ:
щЙНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ

сПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЮСДХРНПХХ: ЯРСДЕМРШ БСГНБ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШИ

Популярные статьи  Какую пользу организму может принести стресс
мЮГБЮМХЕ цНД рЕЙЯР рХО дЕИЯРБХЪ

Среди идей, претендующих на общенаучный парадигмальный уровень, отчасти заимствованных из других областей знания, отчасти рожденных внутри экопсихологии, можно привести следующие:

■ придание обитаемому миру (эйкосу) статуса субъекта;

■ полионтологичность или множественность реальности (одна из базовых позиций виртуалистики);

■  придание     виртуальным     реальностям     онтологического статуса;

■ представление о человеческом Разуме  как о  системном свойстве  Мироздания,  при котором  между человеком и эйкосом возникают взаимно-рефлексивные отношения;

■ принципиальная неравновесность процессов и, как следст­вие, непредсказуемость действительности;

■ представление реальности в форме актуализированной со­бытийности (синергии) человека, социального окружения, обитаемого мира в целом.

Смежные дисциплины: экология человека, социальная экология, географическая психология, психология безопасности

Практические задачи экопсихологии:

■ Психологические свойства окружающей среды, механиз­мы действия «психологических загрязнений» и психологи­ческие явления, сопутствующие природным и техногенным катастрофам.

■ Медицинские и социально-психологические следствия проживания в зонах с   различным качеством окружающей природной среды, прежде всего в зонах с. экстремальными условиями жизни (например, Заполярье) и на территориях экологического бедствия в эколого-географическом аспекте.

■ Медицинская и социально-психологическая реабилита­ция населения. Роль географических факторов, традицион­ной культуры и религии в процессах реабилитации.

■ Проблемы геополитики в социально-психологическом и этнопсихологическом аспекте.

■ Медицинские и социально-психологические следствия вынужденного переселения на территории с резко отлич­ными от прежних экологическими условиями. Реабилитация беженцев.

■ Влияние эколого-географических факторов на психо-физиологические характеристики индивида и построение на этой основе интегральных критериев оценки экологической обстановки.

■ Медико-экологические и эколого-психологические под­ходы к проектированию рекреационных и особо охраняе­мых территориально-хозяйственных образований (заповед­ников, национальных природных парков, эколого-экономических зон, ноосферных заповедников).

■ Медико-экологическая и эколого-психологическая экс­пертиза социально-экологических систем.

■ Психотехнические средства распространения и популя­ризации географических, медико-экологических и эколого-психологических знаний среди населения и научной общес­твенности.

■ Влияние свойств индивида и личности на решение эко­логических проблем различного уровня.

Основные функции экологической психологии

В последнее время стало активно изучаться влияние человеческого фактора на среду обитания и обратное действие – как природные условия способны изменить человечество. Существует несколько различных школ, которые определяют степень нашей зависимости от климата, температуры воздуха, состояния флоры и фауны. Это направление относится к естественным наукам.

Ученые отмечают, что отсутствие экологического воспитания, всеобщая социальная апатия к происходящему на планете, привыкание к резким климатическим и другим изменениям приводят к игнорированию нешуточных проблем. А между тем, природное равновесие напрямую зависит от человеческой деятельности, что необходимо как можно скорее донести до массового сознания.

В связи с этим и появилась отдельная дисциплина – психология экологического сознания или, кратко, экопсихология. Когда каждый начнет осознавать свое место в этом мире и ответственность за него, научится грамотно пользоваться недрами, водными, лесными и другими ресурсами, тогда можно будет говорить о достижении гармонии и равновесия с природными силами, о сохранении нашей планеты для будущих поколений. Но пока человечество, в основном, только потребляет, зачастую действуя по принципу «после нас хоть трава не расти».

Что конкретно изучает экопсихология

Экология и психология — довольно обширные понятия, их связь весьма многогранна. Основываясь на базе различных психологических знаний и проводя различные исследования о влиянии экологии, архитектуры и производства (эргономики), жилища на психику человека, экологическая психология развивается и накапливает весьма полезный для общества опыт и материал.

Эта интереснейшая наука занимается непосредственным изучением экологического сознания, в частности изучением особенностей восприятия обществом окружающей среды. Предметом экологической психологии также является исследование мотивации экологического поведения в контексте нанесенного вреда или пользы, и психологические последствия проблем с экологией, например, нарушения психического состояния, растущий уровень преступности.

Именно из-за освещения важнейших социальных проблем экопсихология стала неотъемлемой частью прикладной психологии.

Проблемы экопсихологии

Всевозможные исследования в экологической педагогике и психологии как никогда актуальны в наше время, потому что выход из экологического кризиса требует решения следующих проблем:

  • выявление особенностей человеческого восприятия окружающей среды и ее негативных факторов, влияющих на психику;
  • выявление психологических мотивов людей, относящихся как ответственно, так и безответственно к окружающей среде;
  • анализ последствий экологического кризиса с точки зрения психологии и психосоматики;
  • разработка пропаганды охраны окружающей среды, а также способов донесения до общества реальной экологической обстановки в мире.

Что такое экологическая психология?

Разработка всевозможных эколого-технических проектов, воздействующих прямым или косвенным способом на окружающую среду, должна подвергаться детальному анализу и профессиональной экспертизе.

С чего начиналась экопсихология

До 60-х годов XX века экопсихологию не признавали отдельной дисциплиной и все её выводы относили к смежным предметам. Самыми главными задачами в ту пору считались:

  • решение глобальных экологических проблем;
  • моделирование будущего с указанием климатических характеристик, какие изменения последуют за тем или иным видом деятельности, что зависит от людей, а что нет;
  • познание окружающего мира через органы чувств;
  • способы нейтрализации негативного воздействия антропогенного фактора и восстановления привычной среды обитания.

Попытки систематизировать наблюдаемые проявления природных сил предпринимались уже в древности. Большой объем данных собрали ранние цивилизации Египта, Китая. Передовые для того времени знания позволяли правителям держать народ в повиновении, предсказывая наводнения, затмения, смену климатических сезонов. Идейным новатором современности считают психолога Дж. Гибсона (США), который утверждал, что мы живем в мире экологическом, а не физическом, потому что наше сознание реально воспринимает лишь то, о чём свидетельствуют органы чувств. Мир физический – это предмет изучения и исследований, которыми занимаются физика, химия и другие науки.

Популярные статьи  ТОП 5 книг по семейной психологии, которые стоит прочитать каждому

Что такое экологическая психология?

Предмет и задачи экологической психологии

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящий момент не существует однозначного и неоспоримого подхода к непосредственному определению сути и задач экопсихологии, что вызывает определенные проблемы и вопросы в конкретизировании предмета ее изучения. Как утверждают российские ученые-психологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, основным предметом изучения экопсихологии является общественное экологическое сознание, которое рассматривается в социально-генетическом, функциональном и онтогенетическом аспектах.

Что такое экологическая психология?

По мнению вышеупомянутых авторов, основными направлениями в области исследований экопсихологии являются исследование психолоэкологического сознания в целом, изучение многообразия объективного и субъективного отношения к окружающей среде, детальный анализ всевозможных стратегий и различных технологий взаимодействия человека с окружающей средой

Ссылки

  • Ecological Psychology
  • International Society for Ecological Psychology
  • Oxford Bibliography
  • Ecological Psychology Lesson
Психология
Разделы
  • Общая психология
  • Теоретическая психология
  • Практическая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Психогенетика
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Психология восприятия
  • Психология личности
  • Психология развития
  • Психофизиология
  • Социальная психология
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Эволюционная психология
  • Экспериментальная психология
  • Гендерная психология
Прикладная
  • Детская психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая психология
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психологическая помощь
  • Психология здоровья
  • Психосоматика
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология спорта
  • Психология творчества
  • Психология труда
  • Психология управления
  • Семейная психология
  • Экономическая психология
  • Юридическая психология
  • Психология родительства
  • Психология дорожного движения
Направления
  • Ассоцианизм
  • Бихевиоризм
  • Функционализм
  • Структурализм
  • Психоанализ
  • Интерперсональный психоанализ
  • Лакановский психоанализ
  • Эго-психология
  • Аналитическая психология
  • Индивидуальная психология
  • Гештальтпсихология
  • Гештальт-терапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Системная семейная психотерапия
  • Культурно-историческая психология
  • Теория деятельности
  • Когнитивная психология
  • Гуманистическая психология
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Позитивная психология
  • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
  • Трансперсональная психология
  • Трансакционный анализ
  • Экзистенциальная психология

Заключение

социальная экологическая психология

В заключение своего реферата хотелось бы отметить важность экологической психологии как науки, а точнее применения ее методов в социализации и образовании личности. В последние годы значительно активизируются экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания

Так, Т.В. Иванова изучала экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых людей — 17-19-летних, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от ее возможного использования. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой природа приобретает все в большей мере прагматический объективный характер.

К аналогичным результатам пришла И.В. Кряж, которая провела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Она в результате своего исследования выявила две стороны отношения к природе. С одной стороны, «равнодушие — экологическая безграмотность — безответственность — жестокость — эгоизм», с другой — «альтруизм — стремление к внутренней гармонии — переоценка жизненных ценностей — ответственность — поиск духовной основы — экологическая озабоченность — любовь к природе — потребность в общении с ней». В целом И.В. Кряж отмечает, что, в обыденном сознании людей преобладают в основном антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в непосредственном общении с природой связываются преимущественно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полученные Т.В. Ивановой и И.В. Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая этика, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающего поколения, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г

Козлова в своей работе акцентирует внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г

Иркутске в качестве ноосферного образования ставится проблема формирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, экологического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понимание органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных.

4 стр., 1566 слов

3 Сознание как предмет психологии

… о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Причем сознание можно было, … метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений. В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в …

В современном образовательном процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психологических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Что такое экологическая психология?
Перфекционизм — откуда берется и как с ним бороться?