Как выученная беспомощность испортит вашу жизнь

Содержание

Рефрейминг: способ изменить свое восприятие прошлого и настоящего

Эта техника под названием «Схема ABCDE» была разработана Селигманом. Она позволит по-новому взглянуть на негативные установки прошлого и проработать их, чтобы они если стали не источником вдохновения, то хотя бы не отнимали ресурсы.

Для выполнения упражнения нужен лист бумаги и ручка, чтобы фиксировать мысли.

A – Adversity, негативный опыт

Воссоздайте в памяти проблему из прошлого, сейчас провоцирующую у вас упадок сил и ощущение никчемности

Для того чтобы не раниться слишком сильно, очень важно выбрать не самую травмирующую ситуацию. По мысленной шкале от 1 до 10 нужно начинать с той проблемы, которую вы бы оценили на 5 баллов

E – Energizing, наполнение энергией

Что вы почувствовали, когда оптимистичные мысли заменили негативные установки? Возможно, вам захотелось что-то сделать?

Пример:

Как выученная беспомощность испортит вашу жизнь

Рекомендуется завести дневник, чтобы фиксировать в нем события, наполняющие вас отрицательными эмоциями. Если вы будете пару раз в неделю перечитывать написанное, то начнете отслеживать негатив, и вам будет проще выявлять триггеры, из-за которых возникает чувство беспомощности.

Уильям Черчилль сказал: «Пессимист видит проблему в каждой возможности, а оптимист видит возможность в каждой проблеме»

Сдаться намного проще, чем стараться сделать что-то и достичь желаемого, даже через череду неудач.

Помните, что чаще всего мы сами загоняем себя в клетку из негативных установок и пессимистичных убеждений. У вас всегда есть выбор – остаться в ней или сделать шаг вперед.

Еще немного о феномене выученной беспомощности

Помимо этого, еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что некоторым людям действительно сложнее справляться с выученной беспомощностью. Нейроученые пока не выяснили, от чего конкретно зависит предрасположенность индивида, но все же понятно одно: стиль мышления напрямую влияет на развитие синдрома

Если вы склонны останавливаться на неудачах, с болью воспринимать ошибки, смиряться со своей никчемностью, то вам вряд ли удастся легко победить этот неприятный феномен .

Да, есть факторы, действительно не зависящие от нас. К примеру, вы не можете противостоять мировому кризису, землетрясению, эпидемии и т.д. Но в большинстве случаев вы способны обрести контроль. Помните эксперимент Селигмана? Ведь на самом деле в конце эксперимента ученый взял каждую из собачек, лежавших на полу и скуливших от бессилия, на руки и перенес через перегородку, тем самым показав, что они могут изменить свое положение.

Поддержка со стороны играет важную роль, но давайте пробовать поднимать себя и перепрыгивать через перегородки самостоятельно. Тогда и Никита сотворит настоящие глиняные шедевры, и мама будет довольна чистой кухней и вкусным завтраком.

Желаем вам успехов!

Пройдите небольшой тест и узнайте, насколько хорошо вы поняли сущность выученной беспомощности:

Выученная беспомощность — факторы формирования

Когда взрослый находится в ситуации жестокого обращения, когда избегание невозможно, даже не ожидание, человек учится приспосабливаться и выживать в этой ситуации, не защищая себя, потому что у него нет контроля, и он не будет его иметь.

Одна из характеристик женщин, подвергшихся побоям, которые страдают от ситуаций насилия, заключается в том, что агрессия носит случайный характер: агрессор видел это, не любил и поэтому бьет. Причина агрессии — приговор агрессора.

У агрессора нет модели, которая предвосхищает агрессию, поэтому это явный случай приобретенной беспомощности и очень часто выявляется у женщин и несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Чтобы приобретенная беспомощность усвоилась, могли или должны произойти следующие  ситуации:

Эта беспомощность приводит к негативному влиянию на самооценку и серьезному снижению мотивации к изменениям, в результате чего воля человека оказывается подчиненной любому аспекту, не порожденному ею.

Предпосылки к теории

В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Майер (Steven Maier) впервые описали свою теорию приобретенной беспомощности. Ученые провели исследования на собаках, в которых подвергли животных воздействию серии электрических ударов. У собак, которые не могли контролировать удары, в конце концов развились признаки депрессии и тревоги, а утех, кто мог нажать на рычаг, чтобы остановить удары — нет.

В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они стали беспомощными. Однако много лет спустя профессор Майер провел нейробиологическое исследование, которое показало, что собаки на самом деле не стали беспомощными — вместо этого они потеряли контроль.

Как проявляется приобретенная беспомощность

Отличить беспомощность от других состояний бывает не так просто. Она похожа на депрессию, застенчивость и некоторые других психологические состояния. Однако есть некоторые признаки выученной беспомощности, по которым ее можно отличить от других состояний:

  • эмоциональный ступор — человек не знает, что еще можно сделать, поэтому ничего не делает;
  • имитация деятельности — чтобы не чувствовать себя бесполезным, человек придумывает какую-то активность, от результата которой ничего не меняется;
  • ложные цели — человек ставит перед собой только такие цели, достижение которых не требует значительных усилий;
  • оправдания — человек находит миллион оправданий, чтобы ничего не менять в жизни, ему кажется, что на пути изменений будут только сложности и препятствия.

Кроме того, у человека преобладают негативные эмоции и переживания. Он становится злым и агрессивным, при этом его агрессия может быть направлена как на себя, так и на окружающих. Будущее кажется ему безрадостным и безнадежным.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если наши у себя два и больше признака выученной беспомощности. Наши психологи дистанционно помогут вам разобраться, почему у вас развилось это состояние, и подскажут, как можно исправить ситуацию.

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Еще одна «засада» подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.

Виды приобретенной беспомощности

Все состояния можно разделить на ситуативные и личные.1. Ситуативные. Они возникают у человека время от времени, когда он попадает в новое для себя окружение, или сталкивается с ситуацией, в которой совершенно не имеет опыта. Также они проявляются в определенных сферах жизни, в которых человек заучил эту разрушительную модель поведения. Например, успешный политик или бизнесмен может оказаться совершенно неприспособленным к жизни в вопросах приготовления пищи, уборки дома или других хозяйственных делах, с которыми он не сталкивался ранее.2. Личные. Такая беспомощность проявляется одновременно в нескольких жизненных сферах, и формируется при наличии возможности переложить всю ответственность на близких. В детстве это родители, а во взрослом возрасте супруг.

Популярные статьи  Почему мы так не любим критику и как на нее правильно реагировать?

Такое разделение на 2 вида является условным.

Что такое выученная беспомощность

Синдром выученной беспомощности — это чувство потери контроля, которое испытывают некоторые люди, связано с тем, что на протяжении всей своей жизни они видели события, которые, несмотря на усилия, направленные на то, чтобы все пошло не так, как они хотели или могли. И, в конце концов, оказались бесполезными, потому что кто-то другой выиграл битву.

Иногда, когда вы что-то делаете, вы не меняете результатов, в конце концов вы «бросаете полотенце» и позволяете жизни идти своим чередом.

Эта беспомощность приводит к негативному влиянию на самооценку и серьезному снижению мотивации к изменениям, в результате чего воля человека оказывается подчиненной любому аспекту, не порожденному ею.

Это психологическое состояние обычно возникает, когда вы неоднократно переживаете ситуации, в которых ваши действия не производят желаемого эффекта, и вы чувствуете, что не можете что-то с этим поделать. Восприятие окружающей среды как неконтролируемой, независимо от наших действий — вот что вызывает это состояние.

Даже если позже эта ситуация изменится, вы по-прежнему будете верить, что лучше ничего не делать, потому что решение не было связано с вашими действиями. Таким образом, образ действий этих людей перед лицом невзгод ограничивается параличом, блокировкой, бегством, избеганием или просто невыполнением. Другими словами, человек пассивен перед лицом того, что происходит в его окружении, несмотря на то, что у него есть возможность попытаться помочь себе. Именно здесь установлена ​​наученная беспомощность.

Теперь о людях

В ходе многих экспериментов влияние приобретенной беспомощности было продемонстрировано на многих видах животных, но тот же эффект можно наблюдать и в людях в обыденной жизни. Например, ребенок, который плох в математике, начинает быстро чувствовать себя беспомощным и в итоге просто пускает все на самотек. Даже если он потом долго занимался с репетитором, на самом экзамене эта беспомощность может снова возвратиться. Этому феномену может быть подвержен любой человек, если предпринял большое число попыток исправить ситуацию и совершенно ничего не добился. Частая ситуация, когда человек невероятно успешен во всех областях своей жизни, кроме одной — той, которая уже болезненно им воспринимается из-за бесчисленного количества неудач. Когда таких сфер становится больше, человек может заработать клиническую депрессию.

ОТСУТСТВИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ

Как-то ко мне обратилась женщина, взрослая дочь которой «совершенно ничего не хочет делать». Семья очень обеспеченная, и дочери ни в чем не отказывают. На нее оформили сеть маникюрных салонов в надежде, что она сама будет вести дела и развивать свой бизнес. Но она все пустила на самотек и занимается чем угодно, но только не работой: встречается с подругами, пропадает в фитнес-клубе. В общем, продолжает вести праздный образ жизни и не испытывает к доверенному ей делу никакого интереса. Родители недоумевают: «Никакой ответственности! Ей на все наплевать!» – и не понимают, почему их ребенок такой беспомощный. С детства они абсолютно все – «взлеты» и «падения», высокие и низкие результаты – принимали как данность, спокойно и нейтрально: что бы она ни делала – никакой реакции. Не имея никаких ориентиров, девушка была как в безвоздушном пространстве, поэтому усвоила: родители в любом случае все поймут и все уладят, а ей не стоит ни о чем беспокоиться.

Почему приобретенная беспомощность наблюдается у одних людей, а у других нет?

Переживания человека могут увеличить риск развития приобретенной беспомощности. Как правило, она начинается после неоднократных травматических событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье. Однако не у каждого, кто проходит через это, развивается приобретенная беспомощность. Объяснительные стили также играют определенную роль в его развитии. Объяснительный стиль — это способ человека объяснить себе событие. Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющие их рассматривать негативные события как неизбежные и происходящие из-за их собственных недостатков, чаще испытывают приобретенную беспомощность. Люди с оптимистичным объяснительным стилем менее склонны к этому.

От малых выборов – к проактивности

– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?

– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.

Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.

Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?

Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас

Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол

Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.

Алиса Орлова

Как все начиналось?

Встречайте: человек, позаимствовавший Дольфа у Никиты, – Мартин Селигман, психолог, основоположник позитивной психологии. На сегодняшний день Селигман является директором Центра позитивной психологии в Пенсильванском университете Филадельфии, где, собственно, в 1967 году он и проводил эксперименты с собаками.

Исследование состояло из двух стадий. Коротко опишем каждую из них.

Стадия первая

Всего имелось три группы собак. Первая группа помещалась в клетку с рычагом. На собаках размещалась шлейка, проводившая ток. Таким образом животные подвергались воздействию небольших электрических разрядов (довольно печальная история). Однако у собачек была возможность прекратить подачу тока, зацепив рычаг. Переключив его в противоположный режим, испытуемые получали возможность выхода из клетки.

Вторая группа собак также помещалась в клетку с рычагом. По шлейке таким же образом передавалось небольшое количество тока, однако эти собачки не могли выйти из клетки по примеру собак из первой группы, т.е. их действия с рычагом были бессмысленны, а попытки изменить его режим – тщетны. Прекращение подачи тока зависело исключительно от действий собак первой группы – если им удавалось открыть выход, то и вторая группа собак получала свободу от «пыток».

Третья же группа собак (в которой и находился Дольф) вообще не испытывала никакого дискомфорта. Благо, подачи тока не осуществлялось, и животные просто какое-то время находились в клетке, а по истечении времени получали свободу. Это была контрольная группа .

По проведении первой стадии были сделаны следующие выводы:

  • собаки из первой группы довольно быстро разобрались в принципе работы подачи тока и сумели понять, что положение рычага напрямую влияет на их мучения;
  • собаки второй группы показывали поведение, близкое к отчаянию – скулили и выли в ожидании прекращения подачи тока и освобождения.

Далее был проведен следующий этап эксперимента.

Стадия вторая

Эксперименты с подачей тока на этом для собак закончены не были. Животных поместили в новую клетку, поделенную на два отсека с помощью перегородки. В половину пола клетки (до перегородки) поступало небольшое количество тока, что доставляло неприятные ощущения животным, в то время как во второй половине клетки (после перегородки) было безопасно. Соответственно, чтобы избавиться от боли, собакам нужно было перепрыгнуть через перегородку.

Популярные статьи  Что значат кошмары во сне с точки зрения психологии

По результатам проведенной второй стадии оказалось, что собачки из первой группы пытались найти способ избавления от болевых ощущений и в конце концов перепрыгнули через перегородку, отыскав безопасную территорию. Собаки же из второй группы лежали на бьющем током полу и скулили, ожидая спасения и даже не обращая внимания на перегородку. А собаки из третьей группы продолжали все также сидеть в клетке, в которую и вовсе не поступало никакого тока (Дольф, как видно, везунчик).

Результаты эксперимента оказались очень информативными и позволили Мартину Селигману открыть учение о выученной беспомощности .

Если проанализировать поведение собак, то становится понятным, что животные, испытав однажды негативный опыт своей беспомощности, поняв, что их действия не приводят ни к чему продуктивному, отчаялись, и при новой кризисной ситуации не стали даже пытаться ее исправлять.

Поведение индивида, основанное на мысли о том, что его действия не приведут ни к каким результатам, и называется выученной беспомощностью. Вернувшись к Никите, теперь мы можем с уверенностью и научной обоснованностью сказать, что мама была не права, потому что молодой человек должен реализовывать свои планы, стремиться воплощать свои идеи и видеть их результаты – негативные или позитивные, по сути, не имеет значения. Главное – его действия принесут плоды, судя по которым ему нужно будет дальше выстраивать стратегию своих действий.

Однако серия экспериментов по выученной беспомощности на этом не закончилась.

Лечение

Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления.

Лечение включает сознательный поиск мотивации к задачам, обучению и работе, позитивный разговор с самим собой, приписывание положительных эмоций своему опыту и аффирмации.

Сложнее всего избавиться от шаблонов мышления, которые позволяют человеку сохранять свое состояние, будь то депрессия, беспокойство или пессимистическое настроение. Эти шаблоны могут существовать в форме курения, потребления алкоголя, наркотиков и других способов саморазрушения.

Лучшим методом является приобретенный оптимизм. Это еще один термин, придуманный Мартином Селигманом. Подобно беспомощности, оптимистическое мышление также можно приобрести.

Селигман и многие другие психологи считают, что люди с оптимистическим взглядом являются более успешными и физически здоровыми. При этом, именно пессимизм развит у большинства людей.

Человек с оптимистическим взглядом воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.

Чтобы развить в себе приобретенный оптимизм, нужно еще раз обратить внимание на пояснительный стиль.

Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное. Психологи определили три компонента этого стиля:

  • Постоянство: это то, как человек интерпретирует свою жизнь. Оптимистичные люди склонны считать, что негативные события являются скорее временными, чем постоянными, и быстро восстанавливаются после неудач, тогда как другим могут потребоваться более длительные периоды для восстановления. Оптимисты считают, что неудачи временны, пессимисты – что постоянны и вечны.
  • Проницаемость: оптимисты считают, что неудача не является отражением их личности, тогда как пессимисты думают наоборот. Первые в случае провала в одной сфере спокойно пробуют себя в другой. Вторые же не хотят пытаться преуспеть в иных областях.
  • Персонализация: оптимисты склонны приписывать неудачи внешним факторам, пессимисты – внутренним. Таким образом, оптимисты способны быстрее справляться с ошибками и у них высокий уровень самооценки и уверенности в себе.

Последствия приобретенной беспомощности

Если человек переживает влияние приобретенной беспомощности длительное время, то могут возникнуть серьезные проблемы с его психикой и здоровьем.

Физическое здоровье

Исследования показывают, что пессимистические объяснения негативных событий связаны с плохим физическим здоровьем (Buchanan, 1995; Kamen-Siegel, Roding, Seligman, & Dwyer, 1991). Утверждается, что приобретенная беспомощность приводит к пессимистическому объяснительному стилю, который косвенно влияет на здоровье, препятствуя его укреплению, повышая уровень депрессии и стресса, и увеличивая социальную изоляцию (Bennet, & Elliot, 1997).

Пояснительный стиль

Когда человек чувствует себя подавленным или полагает, что не может изменить свое физическое здоровье, оно неизбежно ухудшается. Например, он решил записаться на плавание. Однако прошлый опыт может подсказать ему, что «ничего не работает» и «я всегда буду толстым, потому что наследственность такая». Может негативно повлиять и избыток информации о питании и физических упражнениях – он будет себя чувствовать подавленным и откажется от попыток.

Депрессия

В 1974 году Мартин Селигман предположил, что депрессия может быть вызвана приобретенной беспомощностью.

То, что человек избегает ситуаций, в которых может проявить свою некомпетентность, отнюдь не означает, что это никак не влияет на его психику. Вы можете сколько угодно говорить себе, что вам не нужно худеть, но в глубине души знать, что уже пытались и ничего не получилось. Это становится причиной скрытой депрессии.

Низкая мотивация

У многих людей мотивация снижается обратно пропорционально количеству попыток. С каждым новым провалом у них возникает все меньше заинтересованности и желания. Появляется мысль: «Что ни делай, ничего не изменишь». Затем она распространяется на любую ситуацию и задачу.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность — состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Этот феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований. В эксперименте Селигмана участвовали три группы собак, каждую из которых поместили в разные клетки. Животные из первой и второй групп получали лёгкий разряд тока через пол, а из третьей — контрольной группы — нет. Первая группа могла отключить ток, нажав на кнопку внутри клетки. У второй такой возможности не было: удары током прекращались только тогда, когда собаки из первой группы нажимали на кнопку.

Позже всех испытуемых посадили в ящики с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и переместились на безопасную территорию.

Селигман объяснил результаты тем, что животные из второй группы научились быть беспомощными. Они никак не могли повлиять на ситуацию в первой части эксперимента, поэтому решили, что от них ничего не зависит, и бросили любые попытки борьбы. Хотя перепрыгнуть перегородку для них не составило бы труда. Селигман сделал вывод: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.

Позже уже другие психологи провели подобный эксперимент на людях, правда, вместо тока раздражителем был громкий неприятный звук. Феномен выученной беспомощности Селигмана сработал и здесь.

Выученная беспомощность встречается сплошь и рядом: у детей, школьников и студентов («Я не понимаю этого предмета и ничего не могу с этим сделать, потому что я глуп»), сотрудников ), жён и мужей («Партнёр продолжит изменять мне, но я не уйду, потому что больше никому не нужен / не нужна, и этого не исправить»).

Он всегда найдёт отговорку:

  • Это у других получится, а я не смогу.
  • Мне это не по силам.
  • Зачем я буду пробовать, если ничего не выйдет.
  • Я всегда таким был и ничего менять не собираюсь.
  • Я этого вообще не хочу, мне и так нормально.

Когда человек думает, что не в состоянии контролировать ситуацию, он перестаёт предпринимать активные действия по устранению проблемы. Очевидно, что выученная беспомощность сильно снижает качество жизни.

Кроме проявления апатии и бездействия человек может смещаться на другую цель, результат которой осязаем, вместо поиска решения настоящей проблемы. Например, убраться в квартире или приготовить ужин.

Научившись беспомощности, человек верит, что его успехи — случайность, а неудачи — это его вина. Всё хорошее, что с ним происходит, случается не из-за его действий, а по счастливому стечению обстоятельств. А вот неудачи преследуют его только потому, что он недостаточно умён, амбициозен и настойчив.

Приобретенная беспомощность у взрослых

У взрослых приобретенная беспомощность проявляется в том, что человек не использует и не усваивает адаптивные реакции на сложные ситуации. Люди в таком состоянии обычно принимают тот факт, что «плохие вещи» будут происходить и что они не смогут их контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если существует потенциальное решение.

Популярные статьи  Дружба между мужчиной и женщиной: насколько это реально?

Примеры ситуаций, которые могут привести к приобретенной беспомощности у взрослых:

  1. Люди продолжают курить, несмотря на несколько попыток бросить курить. Человек может поверить, что он всегда будет курить.
  2. Неспособность похудеть после внесения различных изменений в диету или образ жизни. Неудачи могут заставить человека поверить, что это никогда не произойдет, и он отказывается от попыток.
  3. Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень трудно. Женщины, имеющие этот опыт, как правило, уходят несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может поверить, что он никогда не сможет избежать насилия, даже если ему доступны помощь и поддержка.

СИМПТОМЫ

Конечно, ситуации, когда кажется, что не можешь ни на что повлиять и предпринимать какие-то действия бессмысленно, знакомы каждому. Но о «выученной беспомощности» можно говорить лишь в случае, когда наблюдаются следующие симптомы.

Первый – инертность: человек не предпринимает активных действий, даже когда может изменить ситуацию в свою пользу. Второй симптом – отсутствие мотивации: у человека уже нет ни готовности, ни желания что-то менять, преодолевая себя и обстоятельства. И третий симптом – сниженный эмоциональный фон: у человека возникает апатия, безразличие ко всему происходящему, чувство разочарования и безысходности. То есть активность и энергетический потенциал снижены на всех трех уровнях: действенном, волевом и эмоциональном.

Беспомощность начинает «пускать метастазы» и проявляется уже в других ситуациях. В результате даже энергичный, активный, уверенный человек становится инертным и безынициативным. То, что раньше казалось легким, воспринимается как тяжелый, неподъемный груз – и он не пытается решить даже легко разрешимые задачи. Например, если независимо от результатов человек все время получает нагоняй от руководства, то он теряет уверенность в том, что вообще на что-то способен.

Что нужно делать руководителю, чтобы сформировать выученную беспомощность у сотрудников? Можем дать несколько «вредных советов». Главное – нарушить прямую связь между действиями сотрудников и нашей реакцией на них. Какие есть варианты? Первый – оставляйте незамеченными и промахи, и успехи. Второй – постоянно критикуйте или, наоборот, постоянно поощряйте. Тот, кто знает, что в любом случае его «погладят по головке», как и тот, кто все время подвергается нападкам, научится беспомощности. И третий – сбейте человека с толку: чередуйте критику и похвалу так, чтобы он рассчитывал на одну реакцию, приложив максимум усилий (или, наоборот, схалтурив), а получал совсем другую. Эти советы универсальны и пригодятся в том числе и родителям, которые хотят воспитать беспомощных детей.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

Ирина Рокотова

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?

– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос

Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Собаки научились тому, что удара избежать невозможно

Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.

Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки «научились» не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.

Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.

Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.

История

Мартин Селигман, отец позитивной психологии, провел в 1964 году эксперимент. Он разделил собак на три группы:

  1. Собаки из первой группы были просто привязаны к упряжкам в течение долгого периода времени.
  2. Собаки из второй группы были также привязаны. Еще их били легким электрическим током, но они могли избежать ударов, нажимая носами на панель.
  3. Третья группа собак была привязана и испытывала удары электрическим током, но не могла этого избежать.

Позже все три группы отпустили: с них сняли упряжки и они могли перепрыгнуть через перегородку в комнате, где проходил эксперимент. Первые две группы убежали, а собаки из третьей легли на пол и начали скулить.

Из этого Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Можно сказать, что собаки обучились быть беспомощными.

Разумеется, над людьми таких экспериментов никто не ставил, но мы и без этого понимаем, что человек может себя вести подобным образом. Получив несколько ударов судьбы, он не пытается исправить ситуацию. Его психика надломлена, сила воли практически отсутствует.

На самом деле, собаки считали, что беспомощны. Мы ведь понимаем, что физически они могли перепрыгнуть через барьер и вырваться на волю. Но верили, что не контролируют ситуацию, потому что много раз до этого безуспешно пытались избежать наказания.

Чтобы вы могли выяснить, привили ли себе беспомощность в каких-то ситуациях, внимательно посмотрите на следующий список. Это главные ее признаки:

  • Ступор: непонимание происходящего.
  • Отказ от деятельности: потеря интереса, апатия, капитуляция.
  • Симуляция деятельности: много действий, не несущих особой ценности.
  • Деструктивное поведение: агрессия и злость, направленные на себя или окружающих.
  • Псевдоцель: когда вы выбираете достижимую цель попроще, чтобы не чувствовать себя бесполезным.

Подобные типы поведения включаются автоматически, поэтому если у вас есть приобретенная беспомощность, вы сможете безошибочно ее выявить, «порывшись» в своем прошлом опыте.

К каким проблемам приводит синдром выученной беспомощности

Больше всего такое поведение влияет на социальную жизнь и взаимодействие с окружающими. Человек с выученной беспомощностью, имеет серьёзные проблемы с мотивацией и преодолением трудностей, вследствие чего у него не получается построить ни карьеру, ни семейные отношения, ни реализоваться в чём-либо.

Полностью подавляется желание менять что-то в своей жизни, вырабатывается стойкий мотивационный дефицит. Снижается интерес к жизни, депрессивное состояние угнетает, снижается самооценка.

Согласно исследованиям, у людей, страдающих этим синдромом, чаще развиваются депрессии и даже онкологические заболевания.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как выученная беспомощность испортит вашу жизнь
Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать