Диссоциативное расстройство личности

Профилактика Диссоциативного расстройства:

Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств – гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует.
Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей.
Насилие над детьми – тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности. Международные организации, такие, как Всемирная организация здравоохранения, усиленно работают над выявлением и искоренением насилия над детьми, осуществляемого в странах третьего мира под видом детского труда, т.е. постоянного и узаконенного использования детей в промышленности и сельском хозяйстве фактически в качестве рабов.

Симптомы развития заболевания

  • Индивидуум испытывает две или более различных идентичности или состояния личности (каждое со своим собственным устойчивым паттерном восприятия, отношения к себе и мышления об окружающей среде и о себе).
  • Разрушение идентичности включает в себя изменение чувства, осознанности и изменений в поведении, сознании, памяти, восприятии, познании и двигательной функции.
  • Часто встречаются пробелы в воспоминаниях о личной истории, в том числе о людях, местах и событиях, как в далеком, так и в недавнем прошлом.
  • Эти симптомы вызывают клинически значимое расстройство или нарушение в социальных, профессиональных или других важных областях функционирования.

Расстройство личности у женщин

Для женщин наиболее характерно истерическое и нарциссическое расстройство личности. В первом случае будут проявляться следующие симптомы:

  • неадекватное поведение;
  • расстройства сексуального характера;
  • потребность побыть в центре внимания;
  • театральная речь;
  • излишняя драматизация ситуаций;
  • идеализация отношений;
  • склонность приписывать случайным знакомым серьезные намерения;
  • импульсивность;
  • эксцентричное поведение, яркие эмоции.

При нарциссическом расстройстве личности проявляются такие симптомы:

  • зависть;
  • склонность считать себя центром вселенной;
  • мечты о власти;
  • использование других людей для своей выгоды;
  • потребность в особом отношении к себе;
  • стремление завоевывать похвалу и признание от окружающих.

У женщин расстройство личности лечится так же, как и у мужчин – как правило, это сочетание фармакотерапии и психотерапии. Все препараты и методики подбираются индивидуально врачом-психиатром. Отметим, что как и в случае с пациентами-мужчинами требуется длительное лечение, в течение нескольких месяцев.

«Я поверила — меня понимают!»

Последние года четыре для меня были очень сложными: болезненные отношения (со стокгольмским синдромом), месяцы лежания под одеялом без выхода из дома, отсутствие аппетита, минус 6 кг за месяц. И слезы, слезы, слезы. Без причины.

Друзьям было больно на меня смотреть, они не понимали, что со мной. А когда я начала падать в обморок от отсутствия сил и голода — я пошла к врачу.

Мне было страшно, стыдно, непонятно. Первые двадцать минут приема я просто молчала. Мне повезло с врачом.

За первый же прием я прониклась доверием к доктору, мне сказали, что я не одна, и мне помогут. Выписали несколько медикаментов и отпустили. Договорились встретиться через две недели и созваниваться каждые три дня. Самое главное то, что я поверила — меня понимают!

Навязчивое желание броситься под поезд пропало примерно на шестой-седьмой день. Слезы на десятый. Смеяться над тупым мемом с утра, а затем еще весь день с коллегами я начала примерно через две недели. Тревога не проходила, социофобия усиливалась, бессонница так же меня сопровождала. Но в целом я становилась спокойнее и улыбчивее.

Теперь, благодаря психиатру, я знаю причину своих страхов — это боязнь непринятия меня в обществе. Я пытаюсь скрыться и исчезнуть, потому что боюсь, что я не такая, я не смешная, не веселая, несу чушь и вообще, ты видела себя в зеркало?

Сопутствующие состояния

Помимо расщепления сознания, больного сопровождают другие симптомы:

  • быстрая смена настроения;
  • депрессии;
  • повышенная тревожность;
  • нарушения сна;
  • проблемы употребления пищи;
  • смена вкусов, интересов;
  • разговоры с самим собой, на разный манер;
  • галлюцинации – тактильные, вкусовые, зрительные.

70% больных ДРИ заканчивают жизнь самоубийством. Однако показательным диагностическим критерием является диссоциативная амнезия.

Субъект забывает события личной биографии, затрудняется полноценно рассказать историю собственной жизни. Его школьная деятельность отмечается резкими спадами и ростом успеваемости. Наблюдается амнезия на текущие события. Например, пациент стойко уверен, что сегодня вторник, живет вторником, хотя по факту сегодня четверг. Событий двух дней не помнит. Отсутствует также возможность вспомнить некоторые поступки, сказанные слова.

Пациенты обнаруживают вещи, происхождение которых затрудняются объяснить, непонятные записи. Знакомые просят что-то сделать (сыграть на гитаре), но человек понимает, что не умеет этого делать. Когда прохожий приветливо кивает ему, знаменуя приветствие, больному сложно вспомнить, кто это.

Деперсонализация и дереализация проявляются ощущением отстраненности. У пациента создается впечатление, как будто он наблюдает за собственной жизнью со стороны. Он не способен контролировать собственные мысли, действия. У него возникает ощущение нереальности происходящего, отдельные вещи кажутся измененными, меняют очертания, свойства. Подобное состояние настигает базовую личность.

Как можно диагностировать две или более личностей в одном теле?

Как взрослым, так и детям диагноз расстройства ставится с использованием критериев из диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Врач также спросит человека или воспитателя ребенка о симптомах, которые он испытывает, и направит их к специалисту по психическому здоровью.

Чтобы диагностировать диссоциативное расстройство личности, человек должен:

  • Отображать два или более изменений личностей, которые нарушают поведение, осознание, память, восприятие, познание или чувства;
  • У него могут быть пробелы в памяти личной информации и повседневных событий, а также прошлых травматических событий;
  • Имеет симптомы, которые причиняют значительный дистресс в работе и социальной окружающей среде;
  • У человека может быть амнезия или хаотическое поведение, которое не вызвано употреблением алкоголя или наркотиков.

Метод Роршаха

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  • Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  • Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  • Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  • Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  • Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Популярные статьи  Правила для сладкоежек: как есть сладкое без вреда для фигуры и здоровья

Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Диссоциативное расстройство личности

Течение болезни

Параноидальные личности неискренни, лишены чувства юмора, их интересы узки, ограничены, их сложно переубедить в чем либо. У них обостренное чувство своей ценности, но в то же время они очень чувствительны к неудачам, негативному отношению окружающих. Таких пациентов интересует только то, что трогает их личность, интересы, больные безразличны ко всему остальному. Они подозрительны, не доверяют другим, думают, что к ним враждебно относятся. Им кажется, что окружающие придирчиво присматриваются к их словам и действиям.

  • Шизоидный тип. У личностей шизоидного типа первые признаки расстройства проявляются еще в детстве. В детстве такой ребенок мало общается со сверстниками и любит тихие, мирные игры. Шизоидная личность глубоко ощущая себя, свои внутренние переживания, чувствует себя некомфортно в общении с другими людьми, поэтому контакты могут ограничиваться узким кругом близких и друзей. Движения у таких больных неестественные, угловатые, им недостает пластичности, голос ровный, без интонаций. Иногда вся их энергия направляется на достижение незначительных целей, например, на коллекционирование чего-либо. Хорошо проявляют в работе, не требующей коллективных усилий.
  • Антисоциальный тип. Личности антисоциального типа эгоистичны, импульсивны, конфликтуют с учителями, родителями, сверстниками. С детства, начинают убегать из дома, пропускают школу. Систематическая работа для них невыносима. Такие больные всегда считают себя правыми. Часто начинает употреблять наркотики, алкоголь, последний плохо переносит, после употребления алкоголя становятся злыми, агрессивными. Такие больные любят риск, склонны к преступлениям, не чувствуют вины, у них нет чувства ответственности. 
  • Эмоционально нестабильный тип (маргинальный). В случае эмоционально нестабильного типа расстройства личности возникает гиперчувствительность, эмоциональная нестабильность, особенная чувствительность перед препятствиями на пути к достижению цели, трудностями в межличностных отношениях. Эти люди плохо контролируют свои порывы, у них быстро возникают вспышки гнева и агрессии. Такие больные легко поддаются чужому влиянию, хорошо убеждаемы. Иногда есть склонность навредить себе,
  • Театральный тип. Одна из главных черт личностей театрального типа – потребность произвести впечатление на окружающих. Эти люди не способны много работать, быстро сдаются, когда сталкиваются с задачами, требующими усидчивости, более глубоких знаний. У них нет собственного мнения, их рассуждения незрелые, поверхностные, наблюдается склонность к безрассудным действиям и авантюрам. Пациент любит эксцентрично одеваться, отличается демонстративным поведением, необычными действиями, старается сформировать хорошее мнение у окружающих.
  • Ананкастический (педантичный) тип. Личности ананкастического типа педантичны, аккуратны, настойчивы. Эти пациенты склонны сомневаться, не доверять другим людям, поэтому постоянно проверяют действия других. Больной серьезен, не имеет чувства юмора, консервативен, компромиссов не приемлет. Пытаясь решить волнующие проблемы, такие больные становятся навязчивыми, не учитывают чужие желания и пожелания. Возможны навязчивые мысли и размышления.
  • Расстройство личности тревожного (избегающего) типа. Основные черты характера – застенчивость, нерешительность, послушание, чуткость в общении с другими людьми. Для больного характерна заниженная самооценка, неуверенность в себе. Больной честный, отзывчивый к окружающим, всегда готов помочь, старается никого не обидеть и не расстроить. Больной замкнутый, лучше всего себя чувствует в кругу близких людей. Он беспокоится не только о себе, но и о своих домочадцах, боится, что с ними случится что-то плохое. Постоянно ищет поддержки, помощи.
  • Зависимый тип. Личности зависимого типа характеризуются такими чертами характера, как пассивность, одержимость, безынициативность, самостоятельность в общении с другими людьми, больной быстро устает. Из-за страха быть отвергнутым окружающими, не противостоит им, терпит все обиды и унижения, всегда готов помочь. 

Театральный тип

Все типы личностей при благоприятных условиях жизни хорошо адаптируются к окружающей среде, живут полноценной жизнью. Обострения совпадают с возрастными кризисами, семейными конфликтами, соматическими болезнями.

Литература

  1. Boysen G. A., VanBergen A. Simulation of multiple personalities: a review of research comparing diagnosed and simulated dissociative identity disorder //Clinical psychology review. – 2014. – Т. 34. – №. 1. – С. 14-28.
  2. Brand B. L. et al. A longitudinal naturalistic study of patients with dissociative disorders treated by community clinicians //Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. – 2013. – Т. 5. – №. 4. – С. 301.
  3. Tibon Czopp S. et al. The amnestic syndrome: Applying the Rorschach Inkblot method for differential diagnosis //Neurocase. – 2014. – Т. 20. – №. 6. – С. 652-665.
  4. Dorahy M. J. et al. Dissociative identity disorder: an empirical overview //Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. – 2014. – Т. 48. – №. 5. – С. 402-417.
  5. Dorahy M. J. et al. Dissociation, shame, complex PTSD, child maltreatment and intimate relationship self-concept in dissociative disorder, chronic PTSD and mixed psychiatric groups //Journal of affective disorders. – 2015. – Т. 172. – С. 195-203.
  6. Itzkowitz S. et al. Exploring dissociation and dissociative identity disorder: A roundtable discussion //Psychoanalytic Perspectives. – 2015. – Т. 12. – №. 1. – С. 39-79.
  7. Krüger C., Fletcher L. Predicting a dissociative disorder from type of childhood maltreatment and abuser–abused relational tie //Journal of Trauma & Dissociation. – 2017. – Т. 18. – №. 3. – С. 356-372.

Подсказки со стороны

Нередко пациент узнает о патологическом «сожительстве» благодаря окружающим. К нему подходят абсолютно незнакомые люди, но ведут себя так, будто знают больного достаточно хорошо, но называют другим именем. Они ведут беседы о совершенно неизвестных фактах. Описывают ситуации, которые, с их слов, проживали вместе с больным.

Окружающие говорят о поступках, совершенных человеком, которые он также не помнит. Например, девушка, устраиваясь на новое место работы и проработав один день, в конце получала отказ о трудоустройстве. Причиной служили агрессивные высказывания и необоснованные вспышки гнева, о которых сама работница не подозревала. О них ей сообщало руководство и сотрудники. Таким образом, субличности способны нанести урон главной личности.  

Случается, что близкие или знакомые отворачиваются от «многоликого» человека, проявляют пренебрежение, негатив, игнорируют, по его мнению, совершенно беспочвенно. Впоследствии выясняется, что человек, уже со слов близких, неправильно себя повел, оскорбительно высказался в чей-то адрес. Но объективно оценить ситуацию он не может, поскольку неадекватное поведение проявило одно из Эго-состояний.

Современная психиатрия

Сейчас под диссоциативными расстройствами понимают целую группу психических расстройств, в которую входят такие патологические состояния:

  1. Психогенная (диссоциативная) фуга — потеря личностной идентичности и возникновение другой. Явление достаточно редкое. Оно присуще лицам с шизоидным расстройством.
  2. Психогенная амнезия (для сознания недоступны некоторые воспоминания). Самая распространенная форма. При ясном сознании внезапно пропадает память, причем, человек это осознает. Восстанавливается она самостоятельно через некоторое время.
  3. Диссоциативное расстройство идентичности – самая тяжелая форма. Начаться может в детстве или отрочестве, проявляется наиболее часто у молодых людей, особенно женщин.
Популярные статьи  Как прокачать себя как женщину

При этом проявление любой формы заболевания может внезапно прекратиться. Это происходит, как правило, если толчком к диссоциативному расстройству послужила психотравмирующая ситуация.

Согласно МКБ-10 данное заболевание делится на такие подвиды:

  • фуга;
  • конвульсии;
  • амнезия;
  • ступор;
  • потеря чувственного восприятия;
  • двигательные расстройства;
  • конвульсии;
  • одержимость и транс.

Чтобы отделить такие конверсионные расстройства от других психических патологий, существует особый критерий – наличие у больного цельности между нижеследующими компонентами:

  • своими ощущениями;
  • памяти собственной истории;
  • способности осуществлять контроль своей двигательной функции;
  • осознание себя, как личность.

Лечение ДРИ

Терапия заболевания требует применения психотерапии. Это главный инструмент в борьбе с расстройством. Медикаментозная терапия выступает второстепенным средством лечения, устраняя лишь симптомы болезни: депрессию, тревогу, бессонницу.

Главная цель психотерапии – объединить существующие субличности в единую, целостную базовую личность. Для этого применяют различные методы психотерапевтического лечения.

Часто используют гипнотерапию

Однако ее следует проводить осторожно, поскольку гипноз способен спровоцировать появление новых Эго-состояний

Гипнотерапия позволяет:

  • выявить основную причину ДРИ;
  • установить наличие идентичностей, установить контакт с ними. Добиться объединения Эго-состояний.

Инсайт-ориентированная терапия помогает преодолеть детскую психическую травму. Рациональная и когнитивная терапия способствуют изменению способа мышления больного, заменяют неадекватные мысли, убеждения более разумными, воспитывают критическое отношение индивида к собственному недугу.

Метод изменчивой экспозиции учит пациента адаптироваться к неприятным воспоминаниям, воспринимая травматические события менее эмоционально.

Обязательно подключают семейную терапию. Это помогает членам семьи принять болезнь близкого, проявляя адекватную реакцию. Носитель раздвоенного сознания учится снижать собственное разрушающее влияние на членов семьи.

Диссоциативное расстройство идентичности – сложное, тяжелое заболевание, требующее длительного лечения. Порой на это уходит около 10 лет. Однако адекватная терапия позволяет достичь целостности сознания человека и вновь функционировать как полноценная, интегрированной личности.

Биполярное расстройство – симптомы

Биполярное расстройство имеет эпизоды депрессии, мании (или гипомании) или смешанные эпизоды (реже). Как правило, пациенты испытывают многочисленные депрессивные эпизоды, перемежающиеся с более редкими эпизодами мании.

Симптомы депрессивных эпизодов:

  • Депрессивное настроение (подавленное самочувствие) отмечается большую часть дня, практически каждый день;
  • Значительно снижается интерес ко всем или почти ко всем видам деятельности. Или больной в результате этих занятий испытывает гораздо меньшее удовольствие в течение большей части дня, почти каждый день;
  • Выраженная потеря веса без диеты или набора веса или почти ежедневное снижение аппетита;
  • Бессонница или чрезмерная сонливость, практически каждый день;
  • Усталость или недостаток энергии, почти каждый день;
  • Чувство отсутствия собственного достоинства или чувство чрезмерной или неадекватной вины, почти каждый день;
  • Снижение способности мыслить и концентрироваться или нерешительность, почти каждый день;
  • Повторяющиеся мысли о смерти, повторяющиеся суицидальные мысли без определенного плана, попытка или конкретный план самоубийства.

Следует отметить, что для подтверждения диагноза необходимо подтверждение пять и более симптомов депрессивных эпизодов в течение не менее двух недель. Хотя бы одним из которых должно быть снижение настроения или снижение интереса.

Симптомы маниакального эпизода:

  • Значительно повышенное настроение, неадекватное, неподходящее к обстоятельствам чувство радости и счастья, почти эйфория;
  • Повышенный психомоторный драйв (повышенная энергия, отсутствие необходимости во сне);
  • Склонность к доминированию,
  • Появление заблуждений, например, вера в наличие «миссии»;
  • Раздражительность в том случае, если остальная часть окружения не разделяет радость больного человека или тормозит его планы;
  • Склонность к немедленному удовлетворению желаний;
  • Навязывание своих потребностей близким;
  • Затрудненный вербальный контакт – пациент говорит много и очень быстро в результате «гонки мыслей», часто его высказывания непонятны;
  • Отсутствие критики собственных идей, планов и поведения;
  • Принятие рискованного поведения и импульсивных действий с фатальными последствиями (увольнение с работы, взятие крупного кредита, интим со случайными людьми без защиты и т.д.);
  • Очень высокая самооценка.

Симптомы гипоманиакального эпизода аналогичны симптомам маниакального синдрома, за исключением того, что они менее тяжелые. Больной человек имеет повышенное настроение и определенно больше энергии, чтобы действовать практически во всех сферах функционирования, но сохраняет некоторый контроль и критику.

Например, человек в гипоманиакическом состоянии не бросит работу и не возьмет большой кредит, чтобы открыть необдуманный бизнес, но способен организовать крупное мероприятие, рискнув имеющимися ресурсами. Симптомы гипомании могут восприниматься окружающей средой положительно, тем более что больной человек сам подчеркивает, что он «возвращается к жизни» или «наверстывает упущенное».

В ходе биполярного расстройства также могут возникать смешанные эпизоды, т.е. одновременное возникновение депрессивных и маниакальных или гипоманиакального симптомов.

Критерии диагностики биполярного расстройства – возникновение не менее двух рецидивов, по крайней мере один из которых должен быть эпизодом мании или гипомании, возможно, смешанным эпизодом.

Если у человека обнаруживаются рецидивирующие только депрессивные симптомы, то диагностируется униполярное аффективное заболевание, т.е. просто депрессия.

Причины диссоциативного расстройства

Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие во время возникновения травматического события.

Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.

Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.

Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.

Популярные статьи  Психологические причины переедания: как стабилизировать вес

Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.

Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.

Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.

Как возникает смешанное конверсионное расстройство

Любая форма СКР, легкая или одержимая, провоцируется в детском возрасте. Детская психика очень подвержена влиянию, поскольку основательно еще не сформирована. Она не обладает стойкостью, целостностью и интегративностью подобно взрослой.

Психика ребенка формируется и стабилизируется в процессе развития, под контролем взрослых

Когда ребенок окружен достаточной заботой и вниманием, не ощущает дефицита информации, но имеет опору в качестве взрослых близких, его психика строится постепенно, в окончании превращаясь в многоуровневую целостную структуру. Малыш превращается в личность, высокоразвитую и независимую

На формирование личностного единства оказывает влияние и личный опыт. К сожалению, не все дети растут в благоприятных условиях. Главной причиной развития ДРЛ становится детский абьюз и перенесенный вместе с ним сильнейший стресс.

Abuse  в переводе с англ. означает «оскорбление» или «злоупотребление». Подобным абьюзом становится примененное насилие в сторону детей, физическое или сексуальное, одномоментное или повторяющееся систематически.

Для ребенка подобное отношение – сильнейший стресс. В нем одновременно зарождаются противоречивые чувства. С одной стороны, он ощущает вину: со мной так поступают, потому что я плохой, я что-то сделал не так. С другой стороны, жестокость и боль зарождают гнев.

Амбивалентные чувства буквально раздирают сознание. Жестокость мешает детской психике достичь единства. В итоге, необходимого взаимодействия психики и жизненного опыта не происходит, у ребенка отсутствует общая картина мира. Все элементы сознания разобщены. Подобной личности сложно приспособиться к существованию. Поэтому у нее формируются собственные адаптивные механизмы – отстраненность и уход в себя, отрыв от реальности и формирование новой субличности. Последняя помогает справиться с непонятными чувствами. Так ребенок защищается от агрессивной реальности. На каждом этапе новой порции агрессии может формироваться новая альтернативная личность.

Пусковым механизмом становится не только насилие, обращенное в сторону детей, но и стресс, связанный с потерей близкого человека, перенесенной катастрофой, заболеваниями, или когда индивид стал свидетелем насилия над другим человеком.

Любая форма смешанного конверсионного расстройства формируется как адаптационный механизм психики в ответ на воздействие сильнейших стрессовых факторов, с которыми самостоятельно личность не в состоянии справиться.

ДРЛ по-прежнему остается одним из самых загадочных явлений в психиатрии. Психиатры и психотерапевты до сих пор ведут споры о реальности его существования. Одни подтверждают его существование данными, полученными в результате многочисленных исследований подобных личностей и сбора анамнеза их жизни. Другие, не потрудившись заглянуть в корень проблемы, принимают проявления расстройства за истерию.

Высказывается мнение, что ДРЛ является ятрогенным, то есть спровоцированным самими психотерапевтами заболеванием. Якобы вопросы по типу: «замечали вы, что периодически теряете контроль над собственным сознанием, или определенная часть вас будто живет по иному сценарию», становятся своеобразным внушением.

Что касается лечения расстройства, то наиболее действенным способом по-прежнему считается гипноз. Он позволяет наладить контакт с существующими альтер-личностями, помочь пациенту их контролировать, к примеру, ведя дневник.

Обязательно подключают медикаментозную терапию. Она стабилизирует состояние больного, борется с проявлениями депрессии, тревожности, суицидальных наклонностей. После уравновешивания состояния пациента переходят к терапии, направленной на интеграцию, достижение единства личности и облегчения ее коммуникации в обществе.

Большой популярностью пользуется метод восстановленных воспоминаний, осуществляемый с помощью гипноза. Он дает возможность «вынырнуть» на поверхность подавленным воспоминаниям. Для этого больному предлагается представить предполагаемые травмирующие обстоятельства. Так терапевт пытается выяснить причину диссоциации.

Однако метод имеет достаточно противоречивую славу. Известны случаи, когда восстановленные якобы истинные воспоминания разрушали семьи, становились причиной судебных исков, когда член семьи незаконно обвинялся в предосудительных действиях по отношению к ребенку.

Это лишний раз доказывает, что работа с чередующейся личностью требует серьезного подхода и большого багажа знаний для плодотворного сотрудничества.  

Это все равно один и тот же человек. Разве личности могут сильно отличаться?

Как правило, личности обладают разными именами, возрастами, походкой, манерой говорить, мимикой. У них также диагностируются разные показатели ЭЭГ, а коэффициенты интеллекта могут колебаться от дебильности до гениальности. Кроме того, отличия обнаруживаются в национальности, сексуальной ориентации, исповедуемых личностями религиях . Д. Киз в книге о Миллигане описывает особенности каждой его личности: сильный славянский акцент (Рейджен), безынициативность (Марк), склонность к мошенничеству (Аллен), хладнокровие (Артур). Последнему также свойственно соединять пальцы рук «шпилем» — жест, по которому Артур узнаваем на видеозаписях многими поклонниками книги.

Несмотря на наслоение «новеньких», первоначальная личность (обычно она продолжает называть себя настоящим именем) остается среди них, пусть и не всегда занимая доминирующее положение.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Диссоциативное расстройство личности
ТОП-15 идей для романтического вечера