Домашние обязанности ребенка: как приобщить к труду и не перестараться

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

Всему свое время

Приучение детей к труду, отмечает матушка Ольга Стриевская, — это открытый процесс: «Все мы приучаемся к труду до конца жизни. А на своем опыте понимаешь, что и детей надо приучать к труду постоянно. Ведь если в тебе живет леность, то как же не жить ей в твоих детях?» Психолог Евгения Пайсон также считает, что не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если ребенка почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у него в привычку и напоминать больше не придется: «Если ребенок в принципе не склонен к высокой ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям».
Каковы же должны быть домашние обязанности, которые ребенок мог бы выполнять с большей или меньшей регулярностью? Это зависит то того, насколько большая семья и насколько заняты на работе родители. Но даже в большой семье домашняя работа для ребенка должна быть с конкретной задачей, с четкими началом и завершением, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. Работа не должна быть долгой. В разном возрасте и домашние поручения у ребенка будут разные. Трехчетырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать высушенное белье, убрать свои игрушки. Не стоит в этом возрасте затевать с ребенком крупных проектов: просить убрать комнату — для него слишком неопределенная задача. А вот шестилетнему она уже по плечу, только нужно разбить ее на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенку уже можно предложить вынести мусор, попылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко). С этого возраста домашнюю работу можно разделять по половому признаку: мальчиков можно просить помочь маме нести «тяжелые» сумки с продуктами.
Даниил Ильяшенко вспоминает, что с семи лет один ходил по просьбе мамы в магазин, при этом оговаривая, что раньше все же было другое время. Мама писала список, что и в каком количестве надо купить, и он вполне с этим заданием справлялся. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец. Даниил рассказывает: «Я всегда папе помогал мастерить, сверлить, гвозди забивать, чинить краны, велосипед. Папа многое умел делать сам, и мы для мелких работ не приглашали мастеров. Сначала я смотрел, как что делается, затем помогал — что-то поднести, подержать, а потом постепенно научился делать сам». Нагружая детей домашними обязанностями, не нужно забывать о том, что с семи лет у них появляется новый труд — учеба. И он становится для них главным. В это время как раз и возникают многочисленные конфликтные ситуации между родителями и детьми: родитель видит, что ребенок способен помогать больше, но недооценивает, что он также устает после школы, как после рабочего дня. «Я стараюсь не прибегать к ежедневной помощи по дому тех детей, которые учатся, — говорит Ольга Стриевская. — Они должнызнать, что дома могут отдохнуть перед тем, как сесть за уроки. Конечно, я могу их попросить убрать в своей комнате перед сном, но вымыть за всеми посуду уже не попросишь». «В нашей семье, — рассказывает Даниил Ильяшенко, — у каждого были свои обязанности, их распределяли между нами родители. Кому-то, например, приходилось каждый день выносить мусор, а кто-то мыл коридор два раза в неделю, и это занимало минут пятнадцать-двадцать».
Конечно, есть старшие дети, для которых особая радость, когда мама их просит посидеть с малышами, но таких детей не так уж много. Тем не менее очень часто именно такая помощь детей востребована, учитывая и то, насколько малышам приятно, когда с ними общаются их старшие братья или сестры. В этом случае психолог Евгения Пайсон советует поступать так: «Мне кажется, заниматься с младшими братьями и сестрами на регулярной основе — дело родителей, а не старших детей. Если ребенок не хочет постоянно няньчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку, сходить в магазин. Уход за младшими детьми не должен быть переложен на старших без их личной инициативы». И педагоги, и психологи, и родители согласны в том, что для решения проблемы приучения детей к труду нет однозначного рецепта. Наверное, потому, что ее корни лежат в системе взаимоотношений родителей и детей. И начинать строить эти отношения правильно никогда не поздно.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.
Популярные статьи  Ностальгия — причины возникновения и как о ней забыть

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

Обязанности ребенка по дому не должны восприниматься им как мучение

Чтобы процесс приучения шел безболезненно, важно учитывать различные факторы

Памятка для родителей выглядит так:

Постепенность. Нельзя сразу нагрузить малыша массой поручений. Трудовые обязанности должны даваться дозировано с поэтапным усложнением и расширением. Приучать с раннего детства. Уже после года ребенок способен к минимальным навыкам самообслуживания и выполнять простые поручения. Следить за своими словами, не жаловаться на бытовой труд. Положительный пример действует мощнее, чем навязчивая нотация

Важно, чтобы малыш видел, как работают дома взрослые и старшие дети. Превратить обязанности по дому в игру

До 7-8 лет игра представляет собой главный вид познавательной деятельности. Если ребенок не хочет что-то делать, можно облечь задание в интересную форму. Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уже в раннем возрасте заметны предпочтения малышей в видах деятельности. Одним нравится раскладывать все по местам, другим — уход за цветами и животными. Не надо давать деньги за выполненную работу. Здесь между специалистами и родителями нет единого мнения. Однако опыт многих мам показывает, что тактика выплат детям приводит к рыночным отношениям, но никак не к близким и доверительным. Вознаграждение может быть в виде похода в парк, кино, цирк. Не заставлять, а заинтересовывать. Принуждение всегда вызывает протест. Привлечение к труду лучше реализовывать через спокойные просьбы, рассказывать ребенку, что его работа имеет значение для всей семьи. Не использовать работу по дому в качестве наказания. Такая тактика только отобьет желание трудиться. У малыша возникнет ассоциация, что работа равна наказанию. Не переделывать после, или хотя бы делать это незаметно. Разумеется, сначала работа малыша будет неказистой, это нужно переносить терпеливо. Невозможно сразу делать все идеально. Не критиковать. Грубые и обидные замечания вызовут отторжение к домашней работе. Лучше спокойно разъяснить, где и в чем совершена ошибка, и как ее исправить. Проводить беседы о важности труда. Такую работу проводят воспитатели и педагоги, родителям также важно к ней подключиться. Не распределять обязанности по гендерному признаку. Сегодня мальчикам и девочкам важно уметь делать любую работу по дому. В последнее время гендерное воспитание подвергается критике и считается опасным для развития личности. Выполнять работу всей семьей. Коллективный труд отлично мотивирует и вдохновляет, учит командной работе. Хвалить. Даже если поручение выполнено плохо, нужно выразить одобрение. Положительная оценка от родителей очень важна в воспитательном процессе.

Все дети разные и процесс приучения к труду не может быть одинаков. Нужно пробовать разные подходы, консультироваться с педагогами, более опытными родителями.

Должны ли дети помогать родителям

В дореволюционные годы не стоял вопрос, нужно ли помогать родителям или нет. В семьях росло много детей и с раннего возраста они приобщались к хозяйству. В советское время трудовое воспитание было неотъемлемой частью образовательного процесса. Дети приобщались к дежурствам в школе и классе, работе на приусадебных участках, колхозных полях.

Ответственность за воспитание детей до 18 лет государство полностью возлагает на родителей или опекунов. Права и обязанности обеих сторон прописаны в следующих документах:

  • конвенции ООН по правам ребенка;
  • конституции РФ;
  • семейном, гражданском, трудовом кодекс РФ.

Методы воспитания родители могут выбирать в пределах закона

Приучение детей к труду является важной составляющей формирования здоровой личности. Выработка любого полезного навыка связана с усилиями

Во все времена лень осуждалась как серьезный порок и всегда наказывалась. Это нашло отражение в устном народном и литературном творчестве.

Практически все педагоги и психологи высказываются за раннее трудовое воспитание детей. В детских садах и школах внедряют комплексные мероприятия по постепенному приучению детей к труду. Усилия принесут положительный результат, если образовательные учреждения и семьи будут действовать сообща.

Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

  • Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

  • Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

  • Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

С какого возраста ребёнок может помогать родителям

Помните, что ваш ребёнок — это маленькая, но уже личность. Его сознание и мировосприятие формируется с самого рождения. От того, что он делает, видит и слышит, будет зависеть то, каким он вырастет в будущем.

Желание помочь родителям начинает проявляться в двухлетнем возрасте. Ребёнок видит, как мама моет полы, например, и тоже хватается за тряпку, чтобы помочь ей. Он хочет показать маме, что может делать также, как она, что он самостоятельный (и взрослый =) ) человечек.

Популярные статьи  Депрессия у подростков: признаки, причины, лечение.

Не стоит кидаться отбирать тряпочку у ребёнка. Пусть как может, сделает своё дело. Покажите ему, как это правильно делать. А затем, когда малыш не видит, перемойте полы по-своему. Да, это займёт у вас немного больше времени. Но зато вы покажите чаду, что его забота и помощь очень важны для вас.

Также вы сами можете просить ребёнка о помощи — что-то принести или подать, убрать в шкаф, повесить на крючок. Главное, чтобы эти вещи и дела были безопасны для ребёнка.

Когда ребёнок стремится научиться одеваться и раздеваться самостоятельно, не препятствуйте ему. Подскажите, как делать правильно, но вовсе запрещать не стоит. Сразу объясните малышу, как и куда складывать вещи, чтобы не было бардака.

В период, когда ребёнок начинает посещать более старшие группы детского сада (с четырёх до шести лет), поощряйте и приучайте его складывать игрушки и вещи на полку или в корзину. В этом возрасте детям по силам менять корм и воду у домашних питомцев, раскладывать продукты в холодильник и накрывать на стол. Распределите обязанности по дому на всех членов семьи, где обязанностью ребёнка будет — вытирать пыль и складывать разбросанные вещи по местам.

Когда ребёнок пошёл в школу, помощи по дому у него значительно прибавится. Теперь введите в его обязанность ежедневную уборку и помощь.

А именно:

  • заправление постели;
  • уборка игрушек и вещей по своим местам;
  • уход за комнатными растениями;
  • сбор портфеля в школу;
  • уход и выгул домашних питомцев.

Не забывайте проявлять любовь и заботу по отношению к ребёнку. Показывайте чаду, что его помощь — неоценима для вас, что вы благодарны ему и цените эту поддержку.

Когда ребёнок приучен помогать родителям с малых лет, в подростковом возрасте он не будет воспринимать это, как нечто экстраординарное. А наоборот, с лёгкостью помоет посуду или пропылесосит в квартире.

Правила приобщения ребенка к домашней работе

Домашние обязанности ребенка: как приобщить к труду и не перестараться

Самая распространенная ошибка родителей — это принуждение детей к домашней работе, что приводит иногда совершенно к противоположному результату. Чтобы процесс приобщения ребенкак порядку прошел безболезненно и легко, надо придерживаться следующих правил.

  • Научите чадо основным навыкам по выполнению домашних дел. Показав их, первое время делайте все совместно, раз за разом объясняя и направляя его действия. Проявите терпение, если малыш вначале не будет доводить дело до конца, уставать и отвлекаться. Не настаивайте и не принуждайте, похвалите за уже сделанный результат.
  • Если ребенок делает работу медленно и некачественно, не торопите его и не останавливайте. Только подстраховывайте. Пусть он знает, что родители рядом и всегда придут на помощь. Здесь, как никогда, к месту пословица: «Не боги горшки обжигают!». Ваш отпрыск всему научится, дайте время.
  • Помощь оказывайте только тогда, когда об этом ребенок попросит.
  • Привлекайте детей к планированию домашних и хозяйственных дел: ежедневных, еженедельных, ежемесячных, сезонных (заготовки на зиму, работы в саду и огороде).
  • Не критикуйте работу своего чада. Если после него надо что-то поправить или переделать, сделайте это, но так, чтобы ребенок не увидел.
  • Приобретите для отпрыска яркие стильные индивидуальные средства: совочек, щетка, маленькие инструменты, тряпочки, коробки для игрушек и т. д.
  • Если приступаете к уборке квартиры вместе с ребенком, установите правило — все работают, и никто не отвлекается на телефонные разговоры, просмотр телевизора и другое праздное времяпрепровождение. Каждый выполняет свои обязанности по дому.
  • Когда отпрыск освоил основные навыки работы по дому, не выполняйте дела за него, потому что он устал. Лучше отложите или перенесите выполнение обязанности на другое время или день. В этом случае не стоит излишне жалеть детей.
  • Многие родители не привлекают детей к помощи на кухне, мотивируя тем, что занятие это опасное и грязное. Что касается опасности — кто как не взрослые должны научить маленьких помощников правильно и безопасно обращаться с острыми предметами. А к уборке кухни после экспериментов всегда можно их же и привлечь. Поэтому принимайте помощь по готовке пищи (месить и раскатывать тесто, резать или перемешивать салат, переворачивать оладушки, вымешивать котлеты).

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки

Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь»

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка

При этом важно учесть:

  • Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

  • Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

  • Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Советы родителям как приучить ребенка к порядку

1) Убирайте квартиру совместно с детьми.

Взрослым не стоит отказываться от помощи детей по дому. Можно, например, попросить накрыть стол или порезать салат.

2) Во время уборки общайтесь с ребенком.

В раннем возрасте уборку игрушек можно превратить в веселое приключение.

Популярные статьи  Как привить ребенку любовь к спорту

3) Хвалите за помощь.

Не забывайте мотивировать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Например, можно сказать: «Только ты выполнишь эту работу по-настоящему хорошо!». Никогда не платите деньги за выполнение любого задания, лучшей наградой будут слова о том, что ребенок самый трудолюбивый и ответственный ( но и перехваливать не нужно).

4) Не наказывайте работой.

Родители совершают большую ошибку, когда наказывают ребенка работой. Выполнение им домашних дел не должно быть в рамках наказания за какой-либо поступок. Ребенок должен понимать, что помыть посуду, застелить кровать и помочь бабушке на даче – это его обязанность.

Родители должны мотивировать заниматься домашними делами с самого раннего возраста. Приучить ребенка не так уж и сложно, если в данном вопросе стать ему хорошим примером. Дети всегда любят, когда мама проводит с ними время, а это значит, что любую домашнюю работу можно превратить в интересную игру.

Когда приучать ребенка к домашним обязанностям, решают непосредственно мама и папа, но лучше всего делать это как можно раньше.

Обязанности ребенка по возрасту

Далее подробнее рассмотрим обязанности ребенка по дому по годам.

Чем может помочь 3-х летний малыш

Казалось бы, в 3 года крошка должен играть, а не заниматься домашними делами. На самом деле, малыши в этом возрасте очень любознательные, им интересно все новое, и они с радостью помогут маме. Главное, не отказываться от помощи, а, наоборот, предлагать ребенку принять участие в домашней работе.

Домашние обязанности ребенка: как приобщить к труду и не перестараться
Что можно предложить 3-х летнему малышу:

  • убрать после игры свои игрушки;
  • аккуратно сложить на стеллажи или полки журналы, книги;
  • разложить перед обедом или ужином салфетки, расставить пластиковую посуду (бьющиеся предметы пока давать в руки не стоит);
  • разобрать предметы на своем столике;
  • самостоятельно одеться или раздеться;
  • смахнуть крошки после еды;
  • вытереть салфеткой пыль с полочки;
  • положить одежду на свою полку.

Домашние обязанности для ребенка 4 лет

Чем может помочь по дому 4-х летний малыш:

  • расставить посуду перед едой на столе;
  • помочь разобрать пакеты после похода в магазин;
  • отправиться выбирать с мамой продукты в супермаркет;
  • насыпать корм домашнему питомцу;
  • помочь родителям прибраться на приусадебном участке;
  • вымыть за собой тарелку или чашку;
  • приготовить несложный завтрак, например, насыпать хлопья в чашку и залить молоком;
  • помочь маме украсить торт;
  • вместе с мамой вырезать формочками печенье;
  • пока мама занята, самостоятельно играть в своей комнате;
  • загружать стиральную машину бельем;
  • подавать постиранные вещи маме, чтобы она развешивала их на сушилке.

Чем может помочь ребенок 5 лет

Пятилетний малыш уже в состоянии оказать посильную помощь родителям. Что можно предложить ребенку 5 лет:

  • придумывать вместе ежедневное меню для всей семьи;
  • ездить вместе за продуктами;
  • приготовить бутерброд на завтрак, добавить в кашу масло, ягоды, орехи, мед;
  • налить себе сок или компот в чашку;
  • собирать ягоды, зелень, овощи с огорода;
  • сервировать стол к обеду;
  • одеваться без помощи родителей;
  • складывать свою одежду в шкаф;
  • убирать постель после сна;
  • протирать зеркальные поверхности;
  • вместе с папой мыть автомобиль;
  • выносить с родителями мусор;
  • совместно со взрослыми планировать бюджет на развлечения.

Домашние обязанности для ребенка 6-7 лет

Первоклассник в состоянии сделать самостоятельно или с помощью родителей следующее:

  • подбирать одежду, в соответствии с погодными условиями;
  • пропылесосить свою комнату;
  • полить комнатные растения;
  • почистить овощи;
  • прополоть грядки от сорняков;
  • развесить одежду в шкаф;
  • сервировать стол;
  • прибрать в своей комнате;
  • навести порядок на письменном столе;
  • помочь родителям нести пакеты с покупками из магазина.

Домашние обязанности ребенка: как приобщить к труду и не перестараться
Интересно: Какие токсичные фразы не стоит говорить дочерям и вот почему: истории мам

Что можно делегировать ребенку 8-9 лет

Какие домашние обязанности 8-9-летних детей в семье. Ученик младших классов справится со следующими заданиями:

  • сервировка стола;
  • мытье посуды;
  • влажная уборка в комнате;
  • протирание мебели от пыли;
  • наведение порядка в комоде, шкафу, на книжных полках;
  • пришивание пуговиц;
  • уборка за домашними животными;
  • выгул собаки (со взрослыми);
  • приготовление простых блюд (под наблюдением мамы);
  • кормление, купание младшего брата/сестрички.

Какие обязанности у детей 10-12 лет

Что может сделать ребенок в этом возрасте по дому:

  • смена постельного белья;
  • сортировка одежды (грязную одежду нужно класть в специальную корзину, выстиранные вещи раскладывать по полкам в шкафу);
  • покупка продуктов по списку, написанному родителями;
  • планирование праздников, активная подготовка к своему дню рождения;
  • распоряжение карманными деньгами;
  • уборка квартиры;
  • помощь папе на стройке или при выполнении домашних дел;
  • самостоятельное планирование собственного времени.Интересно: Тайм-менеджмент: как дети учатся управлять временем

РАССМОТРИМ КАКИМИ МЕТОДАМИ ДОЛЖНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ РОДИТЕЛИ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СЕМЬЕ.

1. Только личный пример родителей, которые ежедневно ходят на работу, охотно выполняют определённые обязанности по дому — является образцом для детей, поэтому взрослые не в праве упоминать, что домашняя работа тяжёлая и нежеланная.

2. Пусть ребёнок сам выберет ту работу, которую он хочет выполнять, для этого вместе с ребёнком напишите список домашних дел и обозначьте по пунктам — что и когда он должен делать.

3. Результат какой-либо работы оговорить с ребёнком заранее на примере: если он выбрал мыть посуду и не сделал, то всей семье придётся сидеть голодной и ждать пока он помоет посуду.

4. Договориться с ребёнком о сроке выполнения задания, например, должен сходить за хлебом во время прогулки, или после сделанного домашнего задания по школе, но к ужину хлеб обязательно должен быть на столе.

5. Принять вместе с ребёнком критерии оценки выполненного задания, например — чисто помыт пол, или нет, естественно родители должны объяснить и показать на личном примере.

6. Необходимо менять задания, чтобы ребёнок приучался не только к дисциплине, но и учился другой работе по дому, конечно, в меру его возможностей. Разнообразные поручения способствуют развитию любознательности и трудолюбия у ребёнка , каждое задание занимательно по-своему , и он не сможет потерять интерес к домашним обязанностям.

7. Помнить — что родители являются образцом и авторитетом для ребёнка и если взрослые будут непоследовательны своим словам или сами не соблюдают порядок, то не стоит ждать аккуратности и исполнительности от своего чада.

8. Объяснить ребёнку его права, например, его право сходить погулять с друзьями, или пообщаться по компьютеру( время общения должно заранее оговорено). Естественно, права ребёнка никогда не должны ущемляться взрослыми, иначе незамедлительно последует нарушение своих обязанностей ребёнком — » если маме и папе можно, то и мне тоже».

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Домашние обязанности ребенка: как приобщить к труду и не перестараться
Родителям о питании детей
Правильное питание для подростков: что стоит учесть, когда ребенок повзрослел