Как перестать раздражаться на ребенка?

Содержание

Как справиться со злостью

Глобально — нужно проанализировать, почему человек до сих пор остаётся работать там, где ему не нравится. Основные причины: хорошо платят, некуда больше пойти, офис рядом с домом, короткий рабочий день. Если сложно самостоятельно понять, почему так происходит и что с этим делать, стоит обратиться к психологу или психотерапевту.

В моменте могут помочь избавиться от негативной энергии:

  • физические упражнения — бег, приседания, отжимания, планка, бёрпи;
  • дыхание по треугольнику — вдох на четыре, задержка дыхания на два, выдох на шесть;
  • письмо или чирканье на бумаге, которую можно сжечь или разорвать;
  • личный дневник — можно записать все чувства и мысли и позже проанализировать их.

Что делать?

1. Проводить время наедине с каждым

В семье с погодками это сложно. Будь один подростком, другой дошкольником, найти момент, чтобы побыть с каждым наедине, было бы проще. А тут они всегда вместе, всегда с вами. И всё-таки это необходимо.

Младшие, обычно, ближе к маме. А вот старшему внимания может и не хватить. Где найти время? У нас было так. Захар, обычно, засыпал быстрее Яши. Мы выключали свет, ждали пока Захар заснёт, а потом вдвоем разговаривали, играли в морской бой или смотрели в окно на ночной город.

2. Всё делить поровну

Не только игрушки или сладости, но и внимание. Погодки наиболее чувствительны к реакциям родителей

Они постоянно сравнивают, кого мама или папа больше любят. Бывает, даже одного слова достаточно, чтобы ребёнок подумал: «Меня мама любит меньше». Да что там слово, даже интонация играет роль.

Однажды, старший сын спросил меня: «Мама, а почему, когда ты сегодня говорила с Захаркой, лицо у тебя было весёлое, а когда говорила со мной — сердитое?». Конечно, мы не роботы

И не сможем высчитать уделенное внимание с точностью до граммов, но обращать на это внимание надо

Пока дети маленькие, волей-неволей младшему уделяется больше времени. Его надо и покачать, и с ложечки покормить. Старший же многое уже делает сам. А если он ещё оказался спокойным, есть соблазн предоставить его самому себе. То есть оставить его наедине со своими сомнениями в вашей любви.

У нас так и сложилось: старший спокойный, младший же часто плакал, забирался на ручки, держался за ногу. В общем всячески не просил, а требовал внимания. Иногда я поддавалась соблазну оставить все, как есть. И тогда появлялись проблемы.

Старший начинал обижать младшего и часто плакать. Причём, причины находились разные: стукнулся, упал, потерял игрушку. Но стоило мне поиграть с ним или почитать вместе книжку, все причины плохого настроения исчезали сами собой, и дети снова могли мирно играть вместе.

3. Показать, что заботиться приятно.

Любовь формируется из заботы о другом. Рассказывайте ребенку о том, что чувствует его брат/сестра, опираясь на его собственный опыт: «Смотри, твой братик заболел. Ему больно глотать, и голова болит. Помнишь, как у тебя, когда ты болел? Давай, приготовим ему чай с мёдом». Каждому человеку приятно чувствовать себя добрым. Ребенок, почувствовав это, будет сам стремиться проявлять заботу.

А можно вместе готовить сюрпризы. Во-первых, маленькие секреты с мамой сближают. Во-вторых, сюрпризы любят делать многие дети. Как-то накануне дня рождения младшего сына я предложила старшему: «Давай дождёмся, пока Захар уснёт и надуем много-много шариков. Он проснётся и обрадуется». Яша с радостью согласился и добавил: «А в шарики спрячем подарок».

Когда Захар разворачивал подарки, Яша не завидовал. Он радовался его радости. Думаю, это стало ещё одной ниточкой, скрепляющей их отношения.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Первая встреча

При первой встрече детей, важно показать старшему, что он, по-прежнему, любим. Что его не заменили другим мальчиком или девочкой

Что он значим для мамы ничуть не меньше, чем раньше. Идеально, если есть возможность передать новорожденного папе или бабушке и побыть со старшим ребёнком.

У меня такой возможности не было. Захар отчаянно кричал, если кто-то, кроме меня, пытался взять его на руки. А ещё он в этот день он никак не хотел засыпать. Встреча братьев стала большим испытанием для всех нас. Я стояла посреди комнаты с малышом на руках, а снизу тянулся ко мне мой, теперь уже не единственный, а старший, сын.

Надо было что-то делать. Так с малышом я и присела около Яши на пол и, как могла, обняла его одной рукой. Я гладила его по спине и все говорила-говорила, как люблю его, как скучала. А еще изо всей силы старалась верить, что иногда «хоть что-то» лучше, чем «ничего».

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.
Популярные статьи  ТОП 10 противовоспалительных продуктов питания

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем

Скачки роста и сепарация

Раздражение на ребёнка — это часть гормонального плана, который придумала за нас природа. Мамы, свернувшие грудное вскармливание, признаются, что больше не чувствуют такой глубокой связи с малышом, а иногда и вовсе не чувствуют его своим. Родители подростка могут заметить, что им перестал нравиться запах собственного ребёнка. Обо всём этом позаботилась биология: жизнь устроена так, чтобы птенцы не задерживались в родительских гнёздах.

Каждый кризис ребёнка, который вы сопровождаете, тратя огромное количество сил, заканчивается для него переходом на новый этап самостоятельности. Он всё меньше нуждается в вас. И вместо совместной радости от его новых умений вы можете чувствовать себя опустошённой и использованной. Это значит, что сепарация, отделение себя от ребёнка, не является вашей осмысленной целью. Возможно, в глубине души вам сложно довериться природе и отпустить его.

Задание: поразмышляйте над фразой «Я буду для тебя взрослым только до тех пор, пока ты не можешь быть им сам». Какие чувства она вызывает у вас? Может ли это стать вашей целью?

ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?

Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.

Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции

Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.

Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы

Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.

Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.

Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.

Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений

Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

Запомнить:

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.

Эмоциональное выгорание

Родителю нужно постоянно справляться с эмоциями — своими и ребёнка. Прорва чувств каждый день. Иногда от этого вы можете чувствовать себя так, будто пришлось целый день работать отбойным молотком на стройке. В некотором смысле так и есть.

Одновременно с этим жизнь родителя может быть очень скудной, похожей на день сурка. Подумайте, как можно её разнообразить: получить больше приятных эмоций? Попробовать что-то новое?

Отличная профилактика выгорания — это общение. Не молчать о своих трудностях: делиться эмоциями с подругами, искать сообщества мам с детьми вашего возраста и старше, чтобы обмениваться опытом и просто хорошо проводить время вместе. Сознательно искать понимания, смеяться над пережитыми сложностями. Где-то прямо сейчас неподалёку есть мама, которая испытывает то же самое.

Задание: смех как лекарство от раздражения. Излейте свои чувства на бумагу или доверенному лицу. Когда первичное напряжение пройдёт, попробуйте поискать в этих ситуациях что-то смешное. Повторите ваш диалог с ребёнком, растягивая слова или с нелепым акцентом. Перенесите пережитый эпизод в комичную обстановку. Спросите себя, что на вашем месте сделал бы ваш любимый комик. Поищите вдохновения в пабликах с мемами о материнстве — иногда это просто спасительно.

Чего НЕ делать?

1. НЕ сравнивать

Думаю, многие знают или хотя бы краем уха слышали, что сравнивать детей не надо. На деле же это не так просто, как кажется. Такой соблазн поставить в пример другого ребенка. «Посмотри, как Витя аккуратно ест, а у тебя вся каша вокруг тарелки размазана». «Вот Юля молодец! Маму слушается с первого раза, а тебе надо сто раз повторять». Чем чаще это делается, тем выше вероятность, что ваш ребенок возненавидит Юлю, Витю или любого, на кого его вынуждают равняться.

Ребенку кажется: «Мама меня не любит». Появляются условия, при которых ребёнок надеется получить родительскую любовь: «Мама будет меня любить, если я буду аккуратно есть». Или «Мама будет меня любить, если я буду ее слушаться».

Популярные статьи  Как научиться получать удовольствие от жизни

Конечно, скорее всего, такими четкими фразами ребенок не думает. Он злится, обижается, но ещё не может разобраться со своими чувствами. Иногда ему может даже показаться, что он сам не любит родителей. Ему еще сложно понять, что «злиться» не значит «разлюбил».

Так вот, если ребёнок невзлюбит соседского мальчишку или девочку из детского сада, это ещё не так ужасно. Страшнее, если это произойдет по отношению к родному брату или сестре. Отчуждение и неприязнь могут продлиться годы и даже перенестись во взрослые отношений уже выросших детей.

2. НЕ побуждать к соревнованиям

А именно к соревнованиям за родительскую любовь. Побуждения к соревнованиям могут быть не явными. Например, мама говорит: «Кто поможет мне мыть посуду?». Если речь идёт о дошкольниках, то дело может закончиться дракой или взаимными обидами.

Дети мчатся на кухню, отталкивают друг друга, кричат — каждый хочет помочь. Во-первых, делать что-то с мамой всегда интереснее. Во-вторых, это не просто «помочь помыть посуду». Это доказать любовь, или возможность её получить.

Безопаснее позвать обоих и каждому дать задание. Например, один ополаскивает, другой вытирает.

3. НЕ попрекать старшинством

Главное, чтобы не произошло так: погодки подросли, и статусы младшего/старшего начинают привносить вражду в их отношения. Так случается, когда «младшему» все преимущества, а «старшему» — все шишки. Подрались? Старший виноват: «Ум-то есть? Ты же старший». Младший отобрал игрушку? «Уступи — ты же старший!». Натворили что-то вместе? Старший не углядел: «Понятно он, но ты-то старше — должен понимать!».

А младшего и на ручки, и пожалеют, и лишний кусок торта дадут. Как его воспринимает старший? Как соперника: «Брату/сестре всё прощают, с ним чаще разговаривают ласковым голосом, значит его больше любят». И вот он уже начинает тихо ненавидеть брата или сестру.

Возраст у погодок с течением лет выравнивается. К 3-4 годам они уже играют вместе, как сверстники. Соответственно, должны выравниваться и требования. А если уж от старшинства/младшинства никуда не деться, то тогда в статусе «старший» тоже должны быть какие-то преимущества. И если на нем больше ответственности, то и уважения должно быть больше: «Мне нравится, когда ты мне помогаешь», «Ты так хорошо научил брата складывать пазлы!».

Почему мы не умеем грамотно злиться

Нас этому не учили. А наших родителей не учили их родители. Что делают взрослые, когда проявляется злость у ребенка, когда он начинает топотать ножками, кричать и плакать? Как правило, стараются скорее его успокоить, заткнуть, переключить… Что угодно, только бы не столкнуться с этим страшным чувством. Ведь если ребенок его проявит, даст право на существование, придется что-то с ним делать, как-то справляться. Нет уж! Лучше подавить, зажать, спрятать.

Чаще всего дети слышат: «Прекрати немедленно!». И ребенок прекращает. Замирает. Затихает. Ура! Цель родителя достигнута, ребенок спокоен. Но что с ним происходит в это время? Куда делся этот страшный зверь, который только что был готов растерзать не только малыша, но и все вокруг? Он замер… Спрятался внутри маленького тела. Замолчал, но продолжает пожирать ребенка изнутри. Все бы ничего, только ребенок стал часто болеть. У него появился хронический кашель, бронхит, а может и вовсе астма. Невыраженные эмоции очень любят показаться на поверхности кожи. А мама уже несколько месяцев таскает ребенка по поликлиникам и безуспешно пытается узнать причину непонятной сыпи. Да, это так. Если эмоция не находит выход, если психика не справляется, подключается тело. Психосоматика называется.

Второй излюбленный вариант взрослых отгородиться от чувств ребенка — прогнать его. Вместе с его злостью. «Иди в свою комнату и успокойся», — слышит ребенок. И он уходит. От родителей, от чувств, от себя самого… Самые близкие люди его не поняли, не приняли. А значит он плохой, с ним что-то не так. Никто не может с ним справиться. И ничто ему не может помочь.

Такой ребенок будет «уходить» из любой ситуации, стараться быть максимально удобным, правильным, будет угождать всем даже во вред себе. Только бы не столкнуться с этим ужасным чувством, которое не выносила даже мама. Он никогда не сможет сказать «нет», отстоять позиции, выразить мнение, настоять на своем.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

Физическая усталость

Материнство — это круглосуточная и сложная работа, в которой жизненно важно организовать баланс труда и отдыха. Оцените, насколько удовлетворены ваши физические потребности

Хорошая еда, сон, прогулка в одиночестве, приятный спорт, массаж — это не прихоти, а необходимость.

Возможно, нужно посетить врача или сдать анализы на дефициты. Да, иногда сложно найти время и силы на заботу о себе среди забот о ребёнке и поддержании быта, но именно это даст вам ресурс, которого не хватает.

Не стесняйтесь просить других о помощи: сделать что-то за вас или посидеть с ребёнком. Малышу, если он уже готов отпускать вас, тоже полезно побыть с другими доверенными лицами

А ребёнку постарше важно научиться физической заботе о своих потребностях именно на вашем примере

Задание: сканирование тела

Ежедневно, например перед сном или после пробуждения, пройдитесь вниманием по своему телу. Чего ему не хватает? Чего слишком много? Спросите себя: как можно о себе позаботиться и как я это организую?

Как помочь ребёнку «выплыть»?

Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже

Популярные статьи  Положительные, отрицательные и нейтральные эмоции и нужны ли они все

Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть

Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.

Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.

Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.

Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:

  • Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
  • Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
  • Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
  • Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
  • Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?

Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.

Для чего нужна злость

Действительно, если злость — это естественная эмоция. Если ее не нужно подавлять, что же делать, когда ребенок злится? Давайте разбираться.

Злость и гнев — нормальные защитные реакции человека. Они говорят нам, что что-то не так. У ребенка всегда в основе раздражение. Он устал, проголодался, хочет спать или намочил штанишки. Это реакция на нарушение личных границ, на дискомфорт или опасность. Без нее мы бы не заметили всех указанных факторов.

Злость нужна для самозащиты, отстаивания своих прав, она указывает, что какая-то очень важная потребность не была удовлетворена, она является огромным ресурсом в достижении цели, преодолении препятствий.

Поэтому важно научиться осознавать злость, выражать ее безопасно, социально приемлемо, кроме того, выносить пользу из этого очень полезного состояния души

Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных

Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!

Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.

Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».

Запомнить:

  • общаться с опытными родителями,
  • не стесняться просить о помощи,
  • делегировать полномочия в семье,
  • говорить о материнстве в позитивном ключе,
  • отдыхать при первой же возможности.

«Нарисуй свою злость»

Есть очень полезное арт-терапевтическое упражнение — нарисовать свою злость. Предложите ребенку изобразить, что он чувствует с помощью гуаши или красок. Они помогают выразить эмоции наиболее точно.

Потом можно обсудить, что он нарисовал, почему выбрал тот или иной цвет. Как зовут это существо, где оно живет, чем питается, на что злится и чему радуется. Уже в процессе рисования эмоция ослабнет. Она перейдет в творческую энергию. А разговор по рисунку поможет ребенку разобраться в своих чувствах, а вам — побольше узнать о малыше.

Отличный способ — присоединение к ребенку. Вы тоже человек, и тоже злитесь. Так и скажите об этом ребенку. Дайте ему возможность поучиться у вас, как это — справиться со своими чувствами.

Ребенок постоянно злится, потому что не хочет убирать в своей комнате. А вы всегда с удовольствием убираетесь? «Знаешь, а я тоже ненавижу уборку. И тоже злюсь, когда приходится долго убирать. Давай позлимся вместе?» Возьмите старые газеты — их можно порвать, помять, побросать в стены. Поблизости нет ненужной бумаги? Не беда! «Поиграйте» в злость. Вместе с ребенком покричите, порычите, потопочите ногами, похлопайте в ладоши. «Вот какие мы злые! Вот как мы злимся: сильно-сильно!» Выливайте из себя все негативные чувства. Облегчение не заставит себя ждать. А ребенок будет знать, что не только он это чувствует, мама тоже злится, мама его понимает, рядом с мамой можно пережить даже злость.

Об организации такой игры лучше побеспокоиться заранее. Подготовьте специальное «место злости», объясните ребенку, что играть в злость вы будете только здесь и только после того, как убедитесь, что никому не мешаете. Когда же выйдете за пределы этого места, то и злость изображать перестанете. Также скажите ребенку, что рвать газеты можно только те, которые уже не нужны. Сделайте специальный ящик для ненужных газет и вещей и берите их оттуда по мере необходимости.

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

Запомнить:

прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Что делать, чтобы не срываться на ребёнка

Самое главное — важно развивать в себе эмоциональный интеллект

Для этого стоит обратить внимание на следующие элементы

Знание собственных чувств

Поможет разобраться в базовых эмоциях:

  • радость (довольство),
  • удивление,
  • печаль (грусть),
  • гнев (злость),
  • отвращение,
  • презрение,
  • страх.

С помощью них можно понять, что на самом деле чувствует человек.

Однако часто мы прикрываем одни чувства другими, так как это социально неодобряемо. Например, девочки не могут выражать злость, поэтому они плачут, что со стороны кажется проявлением эмоции грусти. Мальчики под давлением слов «будь мужчиной» не могут плакать, поэтому выражают вместо печали эмоцию гнева. Такое поведение закрепляется годами. В итоге трудно самим разобраться, что происходит на самом деле.

Умение управлять эмоциями

Очень важно научиться называть эмоции: например, «сейчас я чувствую страх». Если знать, что именно возникает, этим можно управлять

Например, сделать паузу перед тем, как начать говорить что-то ребёнку. Переключиться, побыть наедине с собой, попробовать дыхательные практики.

Навык распознавания эмоций других и искреннее сочувствие

Можно видеть, как действия одного человека влияют на эмоции других. Иными словами — просто понимать собеседника, делать выводы, стоит ли сейчас «выливать» на него свои переживания, особенно если это ребёнок.

Сноровка возмещения эмоционального ущерба

Взятие ответственности за причинённый эмоциональный ущерб, умение просить прощения за свой срыв даже перед ребёнком. Благодаря осознанной позиции взрослого дети понимают, что они важны и ценны.

Понимание эмоциональной интерактивности

Эмоциональная интерактивность — это способность наладить эмоциональный фон, основанная на любви. Помогает разрешать конфликты, поддерживать исходя из уважения, а не желания научить жизни или рассудить, кто прав, кто виноват.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как перестать раздражаться на ребенка?
Почему ревность разрушает человека и как от неё избавиться