Как сформировать у ребенка свое мнение

Содержание

Рекомендации для родителей

Приведем еще ряд рекомендаций для тех, кто хочет знать, как воспитать детей счастливыми.

  1. Поступок и ребенок. Всегда необходимо оценивать или критиковать определенный поступок ребенка. Нельзя переносить оценку действий на всю личность ребенка. Вместо «Ты плохой» нужно сказать «Ты поступил плохо».
  2. Зрительный контакт. Общаться с ребенком нужно на его уровне, чтобы он видел ваши глаза. Ни в коем случае не обращаться «с высоты своего роста».
  3. Реакция родителей. Ребенок всегда наблюдает за вашей реакцией. Исходя из этого он строит свое поведение. Покажите ребенку, как правильно реагировать на ту или иную ситуацию, и это существенно облегчит ему жизнь в будущем.
  4. Помощь детей. Всегда принимайте оказываемую детьми помощь. Пусть в итоге выйдет не совсем так, как вы хотели, зато ребенок почувствует себя значимым в вашей жизни.
  5. Самооценка. Чтобы сформировать у ребенка правильную самооценку, всегда показывайте, что у него все получится, он со всем справится. Создавайте ситуации успеха для него, чтобы вселить уверенность в своих силах.
  6. Ответственность. По мере взросления необходимо перекладывать ответственность на ребенка. Например, если школьник не сделает уроки, не нужно делать их за него. Дайте понять, что любой поступок имеет результат, хоть и не всегда приятный.
  7. Модель поведения. Будьте для своего ребенка образцом. Покажите ему, как правильно выстраивать отношения с окружающими. Кроме того, дети очень часто перенимают модель построения семьи и воспитания от своих родителей.

Меньше контроля

Родители обычно слишком контролируют детей, навязывают им свое мнение, принимают решение за них. Не стоит придумывать множество запретов и бесполезных правил, иначе ваш ребенок так и не научится отстаивать собственные желания. Дайте возможность сыну или дочери самостоятельно выбрать, что надеть, кого пригласить на день рождения, с кем идти гулять, в какие кружки ходить.

Безусловно, не стоит давать полную волю ребенку и не вмешиваться в его жизнь. Но, если вы установили какое-то правило, аргументируйте его, а не говорите: «Будет так, как я решил». Побеседуйте с сыном или дочерью, выслушайте его мнение, и тогда ребенок будет знать, что его слова что-то значат для родителей.

Алевтина, мама 10-летней Вероники:

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми

Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность

Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь

Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно

Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Популярные статьи  Что делать если ребенок грубит и хамит родителям?

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Не критикуйте

Если родители постоянно критикуют ребенка, видят только плохие его стороны, не поддерживают в принятии собственного решения, он будет отвергать собственное «Я» и приобретет заниженную самооценку. Ребенок не должен бояться высказать свое мнение, особенно родителям. Взрослые не должны высмеивать, обзывать и наказывать детей. Принимайте сына или дочь такими, какие они есть, ведь это самостоятельные личности, а не ваша собственность.

Как сформировать у ребенка свое мнение

Родители могут хотеть видеть своих детей успешными адвокатами, спортсменами, музыкантами. Но это не значит, что они выберут такое будущее, которое вы для них распланировали.

Ольга, 27 лет:

Разговаривайте с ребенком

Чтобы дети научились формулировать и высказывать собственное мнение, каждый день беседуйте с ними о том, что произошло, какие книги они прочли, какие впечатления получили.

Выберете одну интересную тему для разговора, например, обсудите фильм, который вы посмотрели всей семьей. Пускай ребенок выскажет свое мнение о фильме. Обязательно интересуйтесь, почему сын или дочь думают именно так, и какие аргументы может привести. Что будет, если в конкретной ситуации выбрать альтернативное решение? Почему ребенок считает, что именно такой выход – лучшее, что можно сделать?

Как сформировать у ребенка свое мнение

Елена, мама 13-летнего Вани и 11-летнего Даниила:

Как помочь ребёнку выстроить личные границы

1. Научите ценить своё пространство

Дайте ребёнку понять, что нарушать ваше пространство нельзя. Под пространством понимается всё что угодно. Например, запрещается дёргать вас, когда вы пьёте чашку утреннего кофе, или заходить в ванную комнату, когда вы в душе. Также уважайте и пространство ребёнка, постепенно обучайте ухаживать за своими вещами.

Ребёнок будет брать пример и аналогично выстраивать отношения с окружающими в дальнейшем.

2. Защищайте от токсичных взрослых (и не будьте такими сами)

Например, бабушка заставляет доедать обед до конца, хотя ребёнок уже наелся. Или на семейном застолье дядя с тётей давят на ребёнка, чтобы тот вслух прочёл стихотворение. Или ребёнка принуждают «обнять кого-то на прощание». Чужие взрослые тоже могут обращаться к ребёнку в обход вас (продавцы, прохожие, соседи), в такой ситуации включайтесь сразу — так вы защищаете ребёнка и показываете, что вы его авторитетный взрослый, стоящий на охране его границ.

Ребёнок увидит, как давать отпор при нарушении границ и внешнем давлении.

3. Снижайте гиперконтроль

Смиритесь с фактом, что нельзя заходить к старшему подростку в комнату без стука, нельзя проверять его телефон и сообщения, нельзя устраивать пристальную слежку за его деятельностью в интернете. Это нарушает право ребёнка на личную жизнь. Договаривайтесь о правилах, соблюдайте их со своей стороны и обсудите последствия за их нарушение.

Ребёнок увидит, что вы уважаете его право на личное пространство, секреты и постепенную сепарацию, а также научится понимать последствия своих нарушений.

4. Учите сексуальной грамотности

Важно объяснить ребёнку, что никто, кроме врача, не может трогать его без разрешения — а с определённого возраста даже вы. Отсутствие личных границ у ребёнка, когда это касается тела, часто приводит к травмирующим ситуациям насилия

Говорите ребёнку, что никто не имеет права намеренно причинять ему боль и относиться к его телу без должного уважения. Заводить беседу можно уже в 2–3 года.

Ребёнок узнает про телесные границы и научится не допускать насильственных прикосновений.

Учите детей самоутверждаться

Родители должны уважать желания и выбор ребенка. А еще они должны научить отстаивать свои ценности и взгляды, даже если кто-то будет выражать противоположное мнение. Объясняйте сыну или дочери, но нельзя идти напролом, защищая собственную точку зрения. Но нужно уметь постоять за себя, не поддаваться чужому влиянию, если ваши взгляды не совпадают. Вовсе не обязательно со всеми соглашаться, чтобы заслужить уважение и любовь.

Родителям нужно поддерживать доверительные отношения с детьми. Чаще общайтесь, интересуйтесь мнением ребенка, не навязывайте свои взгляды. Только так можно научить детей формировать собственное мнение и отстаивать его.

Меньше контроля

Родители обычно слишком контролируют детей, навязывают им свое мнение, принимают решение за них. Не стоит придумывать множество запретов и бесполезных правил, иначе ваш ребенок так и не научится отстаивать собственные желания. Дайте возможность сыну или дочери самостоятельно выбрать, что надеть, кого пригласить на день рождения, с кем идти гулять, в какие кружки ходить.

Как сформировать у ребенка свое мнение

Безусловно, не стоит давать полную волю ребенку и не вмешиваться в его жизнь. Но, если вы установили какое-то правило, аргументируйте его, а не говорите: «Будет так, как я решил». Побеседуйте с сыном или дочерью, выслушайте его мнение, и тогда ребенок будет знать, что его слова что-то значат для родителей.

Алевтина, мама 10-летней Вероники:

Почему важно учить спорить?

Спорить, то есть отстаивать право на свое мнение и действие, ребенок начинает примерно с трех лет. Многие родители принимают это за непослушание, ведь не ребенок не хочет слушать родителей, делает все сам, упертый и неконтролируемый. Это не так!

Трехлетний период – первый этап социализации, когда малыш обычно идет в детский сад или активно играет с детьми на площадке. Новые условия вынуждают его очерчивать свой внутренний мир, показывать, что он тоже личность, чего-то хочет или не хочет, пытается что-то сделать сам.

Конечно, проще пресечь такие попытки и твердым родительским авторитетом дать ребенку понять «круг» его действий и модель поведения. Но надиктованные родителями принципы не приживаются, они лишь консервируют глубоко внутри собственные решения и действия. За этим железобетонным родительским контролем малыш не может высказывать свое «я». Чуть позже он это сделает, но в других условиях и с другими решениями. Нужно ли лишать малыша собственного «я»? Ответ очевиден – ребенка нужно научить правильно выражать свое мнение, чтобы это было комфортно и для взрослых, и для сверстников.

Почему важно конструктивное умение спорить? Ребенок в данном случае учится не только слышать себя, но и слушать других. Если его аргументы недостаточны, он научится строить новые, находить более весомые и удачные

При проигрыше в споре важно уметь признавать поражение и видеть свои ошибки. Если же в споре равны оба участника, придется идти на «мировую» и договариваться. Согласитесь, умение контактировать с людьми и находить консенсус очень важно в современном обществе поколения А (альфа).

Разговаривайте с ребенком

Чтобы дети научились формулировать и высказывать собственное мнение, каждый день беседуйте с ними о том, что произошло, какие книги они прочли, какие впечатления получили.

Выберете одну интересную тему для разговора, например, обсудите фильм, который вы посмотрели всей семьей. Пускай ребенок выскажет свое мнение о фильме. Обязательно интересуйтесь, почему сын или дочь думают именно так, и какие аргументы может привести. Что будет, если в конкретной ситуации выбрать альтернативное решение? Почему ребенок считает, что именно такой выход – лучшее, что можно сделать?

Елена, мама 13-летнего Вани и 11-летнего Даниила:

Резюме

Личные границы — это черта, которую нельзя пересекать в общении. Но в силу незнания дети нарушают личные границы сверстников и взрослых, а взрослые — своих ровесников и детей. Чтобы продемонстрировать ребёнку, как отстаивать и уважать чужие границы, используйте несколько способов. Во-первых, научитесь ценить своё пространство. Во-вторых, учите давать отпор окружающим. В-третьих, не стремитесь контролировать ребёнка во всём. И наконец, расскажите про телесные границы.

Популярные статьи  Как вернуть романтику в отношения

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» детям и родителям помогают персональные наставники. Они расскажут не только про мотивацию, лайфхаки для учёбы, но и как выстраивать личные границы ребёнку. В программе даже есть специальные упражнения на отработку постановки личных границ. В октябре психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко провела вебинар для родителей «Личные границы», вы можете посмотреть запись на нашем сайте.

Изображение на обложке: Aafler Demain / Dribbble

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Меньше контроля

Родители обычно слишком контролируют детей, навязывают им свое мнение, принимают решение за них. Не стоит придумывать множество запретов и бесполезных правил, иначе ваш ребенок так и не научится отстаивать собственные желания. Дайте возможность сыну или дочери самостоятельно выбрать, что надеть, кого пригласить на день рождения, с кем идти гулять, в какие кружки ходить.

Как сформировать у ребенка свое мнение

Безусловно, не стоит давать полную волю ребенку и не вмешиваться в его жизнь. Но, если вы установили какое-то правило, аргументируйте его, а не говорите: «Будет так, как я решил». Побеседуйте с сыном или дочерью, выслушайте его мнение, и тогда ребенок будет знать, что его слова что-то значат для родителей.

Алевтина, мама 10-летней Вероники:

Обсуждать различные проблемы

Чтобы дети сумели научиться видеть различные мнения и выбирать собственную точку зрения, необходимо много разговаривать о ситуациях, происходящих вокруг или из книг и фильмов.

Родители самостоятельно могут придумать тему, задать исходные параметры ситуации или переделать известные истории под критерии ребенка. В спокойной обстановке необходимо обсудить с ребенком произошедшее и поинтересоваться, как бы он поступил в той или иной ситуации.
Необходимо стимулировать деток реагировать на точку зрения родителей и выражать свои чувства. Семья — это безопасная среда, где отпрыск может отточить любые навыки в том числе и право высказывать свое мнение. Поэтому мама и папа должны спокойно принимать сказанное, даже если мнение ребенка противоположно мнению взрослых.
Можно сыграть в игру «Противоположности». Независимо от точки зрения маленького человека, нужно высказать противоположное мнение, используя такое же количество слов

При этом важно найти аргументы, почему эта мысль имеет право на существование. Затем следует попросить ребенка сделать тоже самое.
Чем больше общаться с чадом и задавать правильные вопросы, тем больше вероятность, что отпрыск сумеет сформировать собственную точку зрения в реальной ситуации и научиться выражать свою точку зрения

Не стоит думать, что есть слишком детские темы и ребенок не поймет ситуации. Если ему не будут понятны какие-то моменты, он даст знать об этом.

Важно помнить, что все начинается с семьи. Сможет ли чадо иметь независимое мнение и чувствовать право его выражать, зависит от способов воспитания и коммуникации между взрослым и ребенком

Не стоит ждать, что такой важный навык образуется сам по себе в процессе взросления.

Поощрение самостоятельности

Родителям намного проще самим принять за ребенка решение, чем дать им право выбора. Но как малыш научится делать правильный выбор, если взрослые не дают ему такой возможности? Взрослые могут подсказать, аргументировать, но ни в коем случае не навязывать собственную точку зрения, которую они считают единственно верной.

Как сформировать у ребенка свое мнение

Если ребенок оказался в сложной ситуации, в первую очередь, выслушайте его, а уже потом ищите совместными усилиями подходящее решение. Дайте возможность сыну или дочери сделать свои выводы, допустить собственные ошибки. Ведь, как известно, на ошибках учатся.

Олег, отец 15-летнего Максима:

Что такое самоценность

Самоценность — это ощущение собственного права на счастье. Человек, у которого оно сформировано, понимает: со мной всё в порядке, я с рождения важен для этого мира и заслуживаю всего, что мне нужно. Я всегда могу распознать и удовлетворить свои потребности, не нарушая чужих свобод.

Каждый малыш рождается с чувством собственной ценности

Поэтому он активно привлекает к себе внимание, ярко выражает любой внутренний позыв. Младенцу не нужно никому доказывать право на жизнь

Он ещё не знает, как именно получить желаемое, но надеется узнать это от взрослого, найти в действиях старших подтверждение своей ценности. В психологии это называется «врождённые ожидания».

Ключевая роль родителя при формировании самоценности ребёнка состоит в том, чтобы откликаться на его призывы, включаться в происходящее с ним, удовлетворять его потребности. Физические — чтобы ребёнок был сыт, находился в тепле и сухости, у него ничего не болело и не причиняло неудобства. И эмоциональные — чтобы он чувствовал себя признанным и принятым, а окружающие были готовы разделить с ним любые чувства и состояния.

Ребёнок, чьи врождённые ожидания удовлетворены, сохраняет чувство собственной ценности на всю жизнь. Самоценность становится его опорой в вопросах заботы о себе и взаимодействия с окружающими.

Если окружение игнорировало потребности либо было чересчур строгим или опекающим, у ребёнка развивается тревога. На протяжении жизни он будет пытаться перекрыть или унять её разными способами. Он может заискивать у окружающих или вести себя вызывающе в попытках доказать, что имеет право на существование.

Стремясь заполнить пустоту внутри, люди с несформированной самоценностью часто становятся жертвами зависимостей: выступают в токсичные отношения, с головой уходят в работу или злоупотребляют психоактивными веществами. Вместо того, чтобы реализовать себя и жить счастливо, они вынуждены снова и снова доказывать себе, что важны для этого мира, и убеждаться в обратном.

Поощрение самостоятельности

Родителям намного проще самим принять за ребенка решение, чем дать им право выбора. Но как малыш научится делать правильный выбор, если взрослые не дают ему такой возможности? Взрослые могут подсказать, аргументировать, но ни в коем случае не навязывать собственную точку зрения, которую они считают единственно верной.

Если ребенок оказался в сложной ситуации, в первую очередь, выслушайте его, а уже потом ищите совместными усилиями подходящее решение. Дайте возможность сыну или дочери сделать свои выводы, допустить собственные ошибки. Ведь, как известно, на ошибках учатся.

Олег, отец 15-летнего Максима:

Начинаем с семьи

Именно близкие люди закладывают основы поведения ребенка в обществе. Часто из-за недостатка знаний, в силу своего характера или общей обстановки в семье взрослые совершенно не думают об этих вопросах. А зря.

Ребенок — отражение ваших поступков

  • Дети с самого малого возраста в буквальном смысле слова «считывают» информацию со своих родителей. Модель их поведения впитывается в сознание малыша, как единственно правильная.
  • Если папа все время выясняет отношения, кричит на маму и, в самом худшем случае, распускает руки, то и сын, а может и дочь, будут стараться также вести себя в обществе. Даже в 2 или 3 года такой ребенок будет проявлять агрессию сначала на детской площадке, а потом в детском саду и школе.
  • В случае, когда мама постоянно плачет, обижается и терпит агрессивное поведение папы, то и дочь может прожить потом всю жизнь в роли жертвы и выбрать себе мужа-тирана.
  • Когда же в семье основой отношений является любовь и уважение, а все споры решаются только с помощью разумных доводов, то и для детей будет дикостью давать сдачи обидчику с помощью кулаков.

Одна из причин, почему ваш ребенок играет в коллективе роль обиженного и боится доказать свою правоту, заключается в ваших отношениях с супругой (супругом). Поэтому, сначала проанализируйте атмосферу в доме, начните с главного — с себя.

Популярные статьи  Зачем ребенку спорт и стоит ли родителям заниматься физкультурой с детьми

Влияет ли характер ребенка на его отношения в коллективе?

Однозначно, да. Отношения в семье только одна сторона, влияющая на формирование личности. Другая — это индивидуальные особенности психики ребенка, черты характера и тип темперамента.

  1. Как бы вы не заставляли меланхолика активно в первые дни в детском садике играть с другими детьми — он этого не сделает. Таким детям трудно общаться и идти на контакт, они медленно привыкают к незнакомой обстановке и часто не могут за себя постоять.
  2. Холерики — это совсем другая история. Эти дети могут громко веселиться, а потом также громко плакать. Высокая возбудимость и импульсивность нередко заставляют малыша отстаивать свои права, в состоянии раздражения и злости ребенок может спокойно полезть в драку.
  3. Интроверты — дети, которые часто уходят в себя, они любят одиночество, скрытные, могут часами играть самостоятельно. У них свой мир, в который они с трудом пускают остальных. Экстраверты прекрасно адаптируются в коллективе, часто лидеры в группе или в классе, участвуют во всех конкурсах и классных «разборках».

И это далеко не полный список того, чем могут отличаться друг от друга дети одного возраста. Лучше родителей никто не знает малыша, поэтому перед тем как отдать ребенка в детский сад или школу проведите с ним беседу, подготовьте морально ребенка к новой странице в его жизни и учитывайте его индивидуальность.

Безусловное принятие

В детской психологии существует термин «безусловное принятие», что означает любовь родителей к ребенку просто за то, что он есть, а не потому, что он красивый, талантливый или послушный. Именно эта любовь наделяет детей той внутренней силой, которая помогает им противостоять неприятностям, неудачам и обидам.

Семья — это тыл, утешение и реанимация для каждого ее члена. Родительское умение принять и понять особенности и интересы своего ребенка убеждает ребенка в собственной адекватности и ценности, успокаивает и дает почувствовать себя уверенно. В случае непонимания или конфликта со сверстниками именно родительские объяснения, что это нормально чувствовать то, что он чувствует, и что его реакция на происшедшее была вполне оправданна, помогают пережить обиду, наладить отношения со сверстниками и сделать выводы на будущее. Ребенок, которого поддерживают в трудной ситуации, готов выслушать и принять критику в случае, если он тоже был неправ и вел себя недостойно, неуважительно по отношению к окружающим. Ребенок, знающий, что его любят и прощают, сам готов признать свои ошибки и попросить прощения. Ребенок, с мнением которого считаются, чувства которого уважают, растет уверенным в себе человеком и никогда не захочет унижения другого.

Как уважать себя заставить

Вот несколько важных рекомендаций по поводу того, как научить ребенка уважать себя и заставить это делать других:

Прислушивайтесь к мнениям и желаниям ребенка. Учите детей думать, размышлять, высказывать свою точку зрения. Обязательно учитывайте его мнение в семейных делах, особенно в тех, что касаются его непосредственных интересов — перестановка в комнате, запись на дополнительные занятия, предстоящий день рождения. Говорите с ребенком, чаще задавайте ему вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Что ты чувствуешь?»

Позволяйте детям принимать самостоятельные решения и помогайте воплотить их в жизнь. Поддерживайте в ребенке высокий, но адекватный уровень притязаний, поощряйте идеи, различные планы, какими бы удивительными они ни казались

При этом важно, чтобы ребенок продумывал, что надо сделать для осуществления своей мечты.

Уважайте чувства ребенка. Воспоминание о предосудительном поступке, совершенном в детстве, должно всю жизнь обжигать душу человека, вызывать у него сожаление, горестное чувство

Но осуждение — это должно идти от самого ребенка, а не от взрослых. Ребенку должно быть стыдно в первую очередь перед собой. Поэтому детям особенно противопоказаны публичные выговоры, обвинения, разбирательства — «стыд всегда требует тайны».

Всегда давайте ребенку шанс. Следует понимать, что многие проступки маленький (и не очень) ребенок совершает не из злых побуждений и не по незнанию, а из-за слабости воли. За это ребенка стыдить нельзя, ему надо помочь преодолеть себя, справиться со своей слабостью. «Тебе так хотелось эту конфету, что ты не смог сдержать обещание. Давай в следующий раз ты попробуешь справиться с собой».

Не подрывайте чувство человеческого достоинства. Важно, чтобы ребенок постоянно чувствовал себя «на высоте». Помогите ему осознать свои достоинства. Например, напомните, какой он смелый, — прошел мимо огромной собаки. Или какой терпеливый — сопровождал вас в скучной, деловой поездке и не капризничал, не мешал. Таким образом, вы поможете ребенку лучше понять себя: каков он, на что способен. Это позволит ребенку научиться самостоятельно оценивать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за свой выбор.

Умейте прощать. Ребенок не должен «заслуживать» ваше прощение, вы прощаете его, потому что любите и верите. Но в каждом случае прощение может быть разным: иногда достаточно всего лишь обнять ребенка; в другой раз и вам, и ребенку полезно побыть в одиночестве — подумать. Слова прощения не самые главные в осознании ребенком вины и не всегда свидетельствуют о его раскаянии. Поэтому не настаивайте на извинении во что бы то ни стало: «Не выйдешь из комнаты, пока не извинишься!» Вместо раскаяния ребенок зацикливается на том, чтобы переупрямить родителей. Извинение превращается в формальность — лишь бы отцепились. Не шантажируйте ребенка своим прощением: «Прощу, если помоешь посуду!» или «Хотели тебя простить, но раз ты так себя ведешь — не простим!» В таком случае прощение вместо облегчения превращается в еще одно наказание для ребенка. Никогда не говорите ребенку (даже в сердцах): «Я тебя ни за что не прощу!» — это звучит как приговор.

Будьте чуткими и внимательными. Осознавший свою вину ребенок плачет, просит прощения, но не всегда. Иногда по виду ребенка сложно понять, что ему стыдно, он переживает. Однако замкнутость, уход от общения не меньше слез и слов свидетельствуют о душевных муках. Любое непривычное, нетипичное поведение ребенка может быть причиной его глубоких переживаний. Не надо постоянно стыдить ребенка, он начинает сопротивляться и постепенно привыкает к этому состоянию — «теряет стыд». Не стоит подолгу разбирать его проступки, погружая ребенка в мрачные раздумья о степени его вины. Раскаяние должно быть направлено на искупление вины, понимание: «Да, я провинился, но больше я таким не буду». Если и вы, и ребенок будете в это верить, то постепенно так и произойдет.

Что в итоге

Ассертивность — это комплекс навыков, который помогает человеку не зависеть от чужих оценок, высказывать собственное мнение, выражать несогласие и нести ответственность за свои поступки и жизнь в целом.

Чтобы развить их у ребёнка: 

  • воспитывайте его самостоятельным;
  • разрешайте не соглашаться;
  • валидируйте страх;
  • объясните, что взрослые тоже бывают не правы;
  • укрепляйте самооценку;
  • воспринимайте его как ассертивную личность. 

Ассертивность прорабатывается и у психолога. Если ребёнок чрезмерно стеснителен, боится заявить о себе и выделиться — предложите ему встречу со специалистом. Не стоит прямо говорить: «Мы идём к психологу». Расскажите, что это будет интересная встреча, где ребёнок научится чему-то новому. Упор на игровую тематику — залог того, что ребёнок не испугается похода к специалисту.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученики могут записываться на консультацию к психологу, чтобы разбирать проблемы взросления, учебные ситуации, тревожные мысли и многое другое.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как сформировать у ребенка свое мнение
Когнитивные искажения в психологии