Какие качества воспитать в себе родителям, чтобы стать примером для ребенка

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться

Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании – когда и как применять

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиля Описание
Кумир семьи Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
Золушка Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
Гиперопека Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка – советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Мышление

Мышление человека тоже может сказываться на характере. Чтобы развить у себя сильный характер нужно мыслить позитивно. Как показывает практика, то работать над характером можно в любое время, если человек сильный, то он сможет перестроиться и измениться.

Стоит отметить, что, то о чем человек постоянно думает и, то, что он представляет в своем мышлении и становится его реальностью через некоторое время. Ведь как человек мыслит, так он и живет. Любой мудрый и умный человек мыслит только позитивно, он считает себя уверенным и то, что у него все получится. Если вы хотите привлечь успех, то должны думать о том, что у вас все получиться и на все хватит сил. Ведь не зря люди говорят о том, что мысли материальны.

Если речь идет о женщинах, то они верят в то, что рядом с ним находится любимый человек, который самый лучший, даже если это на самом деле не так. Именно с такими мыслями женщины могут быть счастливыми и иметь хорошее расположение духа.

Избавляемся от старых вещей

Нужно непременно избавиться от старых вещей, которые тянут вас вниз. Те вещи, которыми вы не пользуетесь несколько месяцев нужно либо отдать кому-то, либо выкинуть. Тоже самое касается и людей, если вы не общаетесь с человеком и вряд ли он будет вам полезен, тогда нужно с ним смело расставаться. И не стоит переживать по поводу тех вещей и людей, с которыми вы расстались. Помните, что в вашей жизни будет много полезных и нужных знакомств. Стоит только подождать.

Популярные статьи  10 причин пить воду каждый день

Также в обязательном порядке нужно расставаться с теми людьми и вещами, которые навеивают на вас тоску, и напоминают о чем-то неприятном. Если вы вовремя будете избавляться от негатива, то сможете обрести гармонию и сосредоточиться на том, что вам действительно нужно.

Отказываться нужно ото всего что вам не нужно. И не стоит думать о том, чтобы оставить ту или иную вещь. Нужно понимать, что нужно жить настоящим и освобождать место в своей жизни под настоящее, избавлением от старого и ненужного.

Нравственные качества личности дошкольника

Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.

Какие качества воспитать в себе родителям, чтобы стать примером для ребенка

Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание дошкольников направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.

Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…

Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.

Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.

Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте

Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:

  • Слушаться маму, папу и других значимых взрослых.
  • Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать).
  • Никого не бить.

К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:

делиться игрушками с товарищами;
не жадничать, когда что-то даешь другим;
помогать маме в бытовых делах;
складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться;
не кричать и не требовать что-либо купить в магазине;
подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание.

Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:

  • быть приветливым со всеми, а не только с друзьями;
  • принимать в игру всех желающих;
  • оказывать взаимопомощь;
  • прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем;
  • проявлять дружелюбие;
  • говорить правду;
  • защищать младших;
  • быть уважительным к взрослым.

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».

Особенности развития личностных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.

Какие качества воспитать в себе родителям, чтобы стать примером для ребенка

Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.

Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества. Это не менее важная сторона развития в сравнении с тем, что должен уметь ребенок в 3 года.

Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать».

Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.

Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, выполнять правила поведения за столом для детей, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.

Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.

После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.

Организованность и самообслуживание в быту — важное дополнение к тому, что должен уметь ребенок в 5 лет

Воспитание характера у ребенка

– Помните, что первые несколько лет жизни ребенка именно родители являются для него примером для подражания. Определенно, во фразе «не воспитывайте ребенка – воспитывайте себя» есть своя доля правды. Хотя бы в присутствии малыша старайтесь контролировать свои слова, поступки и действия.

Популярные статьи  3 вещи, которые нельзя делать после разрыва отношений

– Поощряйте самостоятельность крохи. Малыш не должен все время прятаться за маминой юбкой. Ваш малыш – индивидуальность, он имеет определенные права и обязанности. Как можно чаще позволяйте ребенку проявлять инициативу в рамках дозволенного. Например, собираясь на прогулку, разрешите ему выбрать, в футболке какого цвета от сегодня будет гулять: синего или зеленого? Ребенок хочет помочь убраться в квартире или приготовить воскресный обед? Почему бы и нет?! Таким образом мы закладываем у малыша чувство ценности, значимости и самостоятельности.

– Сильный и волевой ребенок чаще вырастает в полных семьях. Ребенок должен получать одинаковую долю внимания, любви и теплоты и от мамы, и от папы. Если малыш наблюдает за взаимоотношениями между родителями, он в будущем будет строить подобную модель поведения и в своей семье.

– Если вы наказываете малыша, обязательно каждый раз объясняйте ему, за что он понес наказание. В другой раз кроха будет стараться избежать оплошности. Если ребенок не понял, почему с ним не разговаривают или поставили в угол, он просто будет считать наказание необоснованным и несправедливым. Никогда не спешите применять физическую силу при первом удобном случае. Дети, которых часто били в детстве, вырастают жестокими и скрытными людьми. Любую проблему можно решить с помощью слов.

– Станьте другом своему ребенку. С самых ранних лет разговаривайте с малышом, как со взрослым человеком. По мере его взросления старайтесь находить время для доверительных разговоров, чаще спрашивайте его совета, вместе ищите пути выхода из сложных ситуаций. Так ребенок будет понимать, что он – личность, к его мнению прислушиваются и его уважают.

– Следите за переменами в жизни своего ребенка. Даже если вы заняты 24 часа в сутки, находите время для общения с ним. Если ребенка мучают сомнения, намечаются проблемы, поговорите по душам. Если появились новые достижения и успехи, обязательно хвалите и поощряйте.

То, каким вырастет ребенок, в первую очередь зависит от родителей. Создайте такую атмосферу в вашей семье, которая способствовала бы развитию у крохи таких качеств, как честность, доброта, порядочность, сильный дух и умение постоять за себя.

Оптимизм

Это очень важное качество, благодаря которому человек может в полной мере ощущать радость от жизни, легче бороться с неудачами и преодолевать плохое настроение. Объясните малышу, что даже плохая ситуация приносит что-то хорошее, дарит ценный опыт, точку для нового старта

Хвалите инициативу крохи, подбадривайте его в случае неудач и дарите свой оптимистический взгляд на мир.

Творческое мышление

Какие качества воспитать в себе родителям, чтобы стать примером для ребенка

Альберт Эйнштейн сказал: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».

Именно творческое мышление помогает нам находить порой неочевидный выход из самых трудных ситуаций и решать проблемы, которые нам подбрасывает жизнь. А это уже половина успеха.

Никто не знает, как будет выглядеть работа будущего, но ясно одно: она будет отличаться от нашей. Креативное мышление позволит нашим детям быстро ориентироваться на рынке труда, идти в ногу со временем и, возможно, создавать свои рабочие места.

Умение общаться с окружающими

Какие качества воспитать в себе родителям, чтобы стать примером для ребенка

Ученые из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка провели любопытное исследование. Они наблюдали за жизнью около 700 американских детей, начиная с ясельного возраста и до 25 лет, чтобы проследить связь между их социальными навыками в детстве и успехами во взрослой жизни.

Оказалось, что общительные малыши чаще, чем их замкнутые сверстники, добивались успеха в жизни: в большинстве случаев они окончили колледж, получили к 25 годам хорошую работу и не имели судимостей.

Вероятно, причина в том, что социально развитые дети могут спокойно находить язык с окружающими, избегать конфликтных ситуаций, быть полезными другим людям и уважать их чувства.

Причем умение общаться не сводится только к умению говорить. Автор бестселлера « Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называл умение общаться — то есть не столько говорить, сколько стараться понять собеседника — самым важным умением в жизни человека. «Когда мы не спим, мы почти все время общаемся. Но подумайте вот о чем: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать?»

Важно научить ребенка с уважением относиться к другим, уметь избегать конфликтных ситуаций и не быть эгоистичным. Этот навык пригодится ребенку еще в песочнице: дети, которые умеют договариваться, не будут лезть в драку за чужую лопатку, а придумают, как можно играть вместе на общую радость

В школе такой ребенок не будет получать «неуды» за поведение и лишний раз портить отношения с учителями и сверстниками. А в случае неуспеваемости по какому-либо предмету просто попросит о помощи одноклассников.

Что тут говорить о взрослой жизни, где обладатели научных степеней зачастую не могут достичь успеха и хорошего дохода из-за своей замкнутости, неумения общаться и работать в команде. А более активные, пусть и не всегда отличающиеся высоким IQ люди занимают серьезные должности и становятся руководителями.

При этом важно помнить, что успех вовсе не измеряется одной лишь работой. Он складывается из многих факторов, главным из которых часто называют поддержку близких людей

Человек считает себя успешным, когда он становится профессионалом в своем деле, заводит крепкую семью и поддерживает отношения с друзьями, которые разделят с ним радость и поддержат в трудные периоды. А без развитых коммуникативных навыков завести близкие отношения бывает нелегко.

Что мы можем изменить

Выше мы поговорили о видах темперамента, теперь поговорим непосредственно о характере. Им принято называть совокупность поведения, реакций, эмоций, то есть всех психологических особенностей, свойственных конкретному ребенку. Он формируется, видоизменяется в течении всей жизни. Уже у младенцев можно наблюдать зачатки будущего характера, а в дошкольном возрасте он начинает набирать обороты.

До 7 лет образ поведения в будущем начинает проявляться у ребенка в игре. Присмотритесь внимательно, как он строит взаимоотношения, как реагирует на сложности и домашние обязанности. В младшем школьном возрасте формирование характера продолжается. Теперь вчерашний малыш попадает в систему жестких рамок и правил, его поведение определяют новые обязанности. Личность ребенка дополняется новыми качествами, такими как аккуратность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, у него появляются новые виды отношений: умение дружить с одноклассниками, общаться с учителями.

В подростковом возрасте черты характера развиваются с большей интенсивностью. Это происходит по тому, что ребенок в большей степени чувствует участие в жизни своей семьи. Он осознает свои обязанности, понимает, что такое общество и действует согласно правилам и нормам, установленным в обществе. На этом этапе в ребенке, то есть в его характере, могут проявиться отрицательные черты.

Решающий фактор – воспитание, полученное в семье и школе. Не бывает детей, которых нельзя перевоспитать. Хорошее отношение, ласка и забота, сочетающая в себе мудрость, постоянство и постепенность требований – способны огранить даже алмаз детского характера.

Целеустремленность

Понятие «целеустремленность» подразумевает под собой наличие у человека определенных убеждений, от которых он не отказывается под воздействием любых неудач и препятствий. Иными словами, это качество, которое помогает добиться того, чего еще не добивался никто. А значит — победить всех и стать чемпионом.

Цель — это движущая сила в воспитании спортсмена. Ее должен грамотно сформировать тренер, у которого занимается ребенок. А цель эта складывается из таких факторов, как мотивация, с которой ребенок пришел заниматься спортом. На ранних этапах занятий следует поощрять ребенка, отмечать его успехи и искренне гордиться пока еще скромными достижениями. Это поможет сформировать у ребенка позитивную самооценку и стремление к новым достижениям.

Целеустремленность формируются у юного спортсмена через подкрепление интереса к спортивной деятельности, через оценку достижений, а также через контроль спортивной деятельности. Т.е. не получится просто привести ребенка в секцию и через несколько лет забрать чемпиона. Успехи и неудачи, разбор ошибок и поддержка, ваше участие в жизни ребенка формируют его как личность.

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет

Начало этого периода обычно приходится на время активной подготовки к школе. Дети, которые начали посещать школу с 6 лет сталкиваются с ним чуть раньше, малыши, приступившие к обучению в 7 — чуть позже. Истоки этого кризиса кроются в приближении важных изменений в жизни ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в социальных отношениях, к уже имеющемуся внутреннему Я добавляется социальная роль. Чувствуя приближающиеся изменения, он переоценивает свою позицию, начинает пытаться соответствовать своему пониманию о взрослом поведении.

Основные признаки кризиса 7 лет:

  • Повышенное кривляние, попытка копировать поведение взрослых в чрезмерной манере. Мальчики могут пытаться копировать поведение папы: прийти и сесть с газетой перед телевизором, обращаться к маме со специфическими словами, выражать свои мысли в подчеркнуто взрослой манере;
  • Натянутое поведение, чересчур взрослое отношение к вещам, поступкам. В 7-8 лет малыш еще ребенок, но он хочет казаться взрослым, поэтому начинает резко отрицать все, что кажется ему детским, пытаться жить как взрослый;
  • Появление необоснованных капризов;
  • Конфликтность и негативизм. Некоторые дети в этот период начинают спорить со взрослыми, пытаясь выдвигать свои аргументы, подчеркивая свою самостоятельность.

Как преодолеть кризис дошкольного возраста:

  • Терпение. Не нужно кричать или спорить с ребенком. Если вы не согласны с его мнением, то постарайтесь спокойно его переубедить, предоставив ему понятные аргументы;
  • Не заставляйте играть или быть ребенком. Покажите крохе все стороны взрослой жизни. Если он предпочитает быть взрослым и не играть, то предложите ему заняться взрослым занятием: убраться в квартире, помочь вам постирать, приготовить ужин и т. д. Это поможет привлечь кроху к бытовым занятиям и даст ему возможность почувствовать себя взрослым. Желание играть вернется через некоторое время;
  • Не реагируйте на капризы, воспринимайте их спокойно. Каждое проявление негативизма пытайтесь обсуждать с малышом на понятном для него языке.

Кризисные явления обычно проходят в течение первого полугода, заканчиваются вместе с завершением адаптационного периода в школе.

Какие качества воспитать в себе родителям, чтобы стать примером для ребенка

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Какие качества воспитать в себе родителям, чтобы стать примером для ребенка
Сепарация ребенка от родителей