Когнитивные искажения в психологии

«Каскад доступной информации»

Если повторять что-то долго и упорно, то в конечном итоге это станет правдой. Это утверждение стало уже избитым. Почему убеждённый атеист начинает вдруг верить в бога? Потому что многие окружающие верят в бога, религиозная информация потоком льётся с телеэкранов, вере и религии посвящены книги, песни, фильмы и даже мультфильмы. Таким способом можно убедить кого угодно в чём угодно, чем и пользуется пропаганда. Постоянное повторение какого-то утверждения из разных каналов создаёт впечатление того, что это утверждение доказано и подтверждено, стало общеизвестной истиной.

Данное когнитивное искажение – неизбежный атрибут нынешнего информационного общества. Сведений, утверждений, теорий, фактов стало так много, что мозг индивида не в состоянии отследить все эти элементы построения знания. Поэтому он упрощает себе задачу — моделирует процесс исследования и фиксирует «общепринятые истины» — конечную стадию. Но «исследование» нетрудно сымитировать, и тогда в статус общеизвестной истины попадёт любой «вброс».

Искажение участника-наблюдателя

То, как мы воспринимаем других и как мы оцениваем их действия, может сильно зависеть от того, являемся ли мы участником или наблюдателем. Когда дело доходит до наших собственных действий, мы часто склонны приписывать вещи внешним влияниям. Мы жалуемся, что испортили важную встречу из-за смены часовых поясов или провалили экзамен из-за того, что преподаватель задал много каверзных вопросов.

Однако, когда дело доходит до объяснения действий других людей, мы с большей вероятностью приписываем их поведение внутренним причинам. Коллега испортил важную презентацию, потому что он ленив и некомпетентен (а не потому, что он также совершал далекий перелет), а сокурсник провалил тест, потому что ему не хватает усердия и интеллекта (а не потому, что преподаватель задавал такие же хитрые вопросы).

Чтобы справиться с этим искажением, нужно напомнить себе, что у каждого явления обычно есть несколько причин – как внешних, так и внутренних. Составьте их список и проанализируйте каждую, абстрагировавшись от личности – себя или другого человека.

7

Звучит полезно! А какие побочные эффекты?

Вместе с четырьмя главными проблемами полезно помнить о четырёх проблемах-следствиях, которые вызваны нашими способами решения главных проблем:

Мы не видим всего

Часть информации, которую мы отсекаем, на самом деле оказывается ценной и важной.

Поиск смыслов приводит нас к галлюцинациям. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из-за предположений и предубеждённости, а также достраиваем смыслы и истории, которых не было в реальности.

Быстрые решения могут быть плохими

Некоторые из быстрых реакций и решений оказываются нечестными, корыстными и непродуктивными.

Память усиливает ошибки. Некоторые вещи, которые мы запоминаем, усиливают когнитивные искажения и обусловленность, ухудшая мыслительные процессы.

Если ты запомнишь четыре главных проблемы и четыре ошибки, к которым приводят наши стратегии их решения, то эвристика доступности (конкретнее, феномен Баадера — Майнхоф) приведут к тому, что ты начнёшь чаще обращать внимание на собственные когнитивные искажения. Если ты будешь иногда заходить на эту страничку и освежать в памяти информацию, то эффект интервала поможет запомнить некоторые из ошибок, чтобы чуть лучше противодействовать слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму

Мы ничего не можем сделать, чтобы полностью избавиться от четырёх главных проблем (до тех пор, пока не расширим вычислительные мощности и память мозгов до размеров вселенной). Зато когда мы примем как факт, что мы навсегда обусловлены своей биологией, но можем учиться эффективнее с этим жить, то склонность к подтверждению своей точки зрения поможет находить этому новые и новые свидетельства. Благодаря этому мы научимся лучше понимать себя.

Когнитивные искажения — всего лишь инструменты. Они полезны в одних контекстах и вредны в других. Но это единственные инструменты, которые у нас есть, и они довольно неплохо справляются в тех ситуациях, для которых предназначены. С ними можно познакомиться поближе и оценить их — в конце концов, они позволяют нашим загадочным мозгам действовать во вселенной.

Update: Через пару дней после публикации этой записи John Manoogian III спросил, можно ли сделать постер с диаграммой из моего текста. Что я, конечно же, разрешил. Вот что в итоге получилось:

Когнитивные искажения в психологии

Если очень хочется, купить распечатанный постер можно здесь. Поиграться с оригинальными данными в JSON-формате можно здесь.

Я закончу первой строфой короткого стихотворения Эмили Дикенсон (пер. с англ. Е. Дембицкой):

Онлайн-программа «Когнитивистика»

В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения, а короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…

Научившись работать с когнитивными искажениями, вы навсегда предотвратите их скрытое влияние на себя и свое поведение, а жизнь станет в разы лучше и интереснее. Приступайте как можно скорее, а мы желаем вам удачи!

Эффект якоря

Люди склонны переоценивать первую поступившую им информацию при принятии решения. Эта информация называется якорной. Пресловутое первое впечатление – тоже следствие данного эффекта

Встречая человека, мы в сначала обращаем внимание на его внешность и выражение лица. Именно эти якоря во многом будут предопределять наше отношение в будущем

Это очень опасное когнитивное искажение. Врачи, например, могут стать восприимчивыми к эффекту якоря при диагностике больных. Первые впечатления врача о пациенте часто создают точку привязки, которая может неправильно влиять на все последующие диагностические оценки.

Именно поэтому хороший врач обязательно подробно расспросит у вас про все симптомы, даже если он может прочитать их в истории болезни. Так он обнаружит информацию, которая могла быть упущена при знакомстве.

Популярные статьи  Чакры человека: их значение и расположение

6

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивными искажениями называют различного рода систематические ошибки в мышлении человека, а также шаблонные отклонения, происходящие в определённых ситуациях и основой которых служат искажённые убеждения. Каждый человек склонен к созданию собственной субъективной реальности, зависящей от его восприятия. И эта реальность, в свою очередь, определяет поведение человека в обществе. Из этого следует, что когнитивные искажения нередко являются причиной неверных или неточных суждений, искажённых интерпретаций и иррационального поведения.

В особых случаях когнитивные искажения могут быть катализатором более эффективного функционирования личности в определённых условиях, например, позволяют человеку гораздо быстрее принимать решения или адаптироваться к ситуациям. Некоторые другие когнитивные искажения представляют собой прямое следствие ограниченности возможностей человека в плане обработки информации или же отсутствия необходимых психических механизмов. Для когнитивистики (научной области, исследующей разум и интеллект), социальной психологии и некоторых смежных наук изучение когнитивных искажений делает возможным выявлять психологические процессы, на которых зиждется восприятие и принятие человеком решений.

Причинами возникновения когнитивных искажений могут быть:

  • Влияние социума
  • Моральные и эмоциональные факторы
  • Ограниченные возможности человеческого мозга в плане обработки информации
  • Нарушения в обработке информации
  • Неконтролируемый поток всевозможных мыслей в сознании (ментальный шум)

Модель A-B-C от Альберта Эллиса

Эллис разработал теорию, которая указывает, откуда происходят когнитивные искажения. Теория называется «ABC» («Активирующее событие» или «Триггерное событие», «Система убеждений» или «Система убеждений» и «Последствия» или «Последствия» ») и защищает то, что люди не подвергаются непосредственному изменению конкретным событием, но именно эта мысль основывается на этом событии. что вызывает эмоциональную реакцию.

Поэтому Альберт Эллис указывает, что между А и С всегда есть B. Посмотрим, из чего состоит каждый из них:

— «А» или активирующее событие: означает событие или ситуацию, которая может быть внешней (плохие новости) или внутренней (фантазия, образ, ощущение, мысль или поведение), что вызовет реакцию у людей, которые живут.

— «B» или система убеждений: которая охватывает все, что связано с когнитивной системой и убеждениями индивида, такими как их воспоминания, образ мышления, схемы, приписывания, отношения, правила, ценности, образ жизни и т. д..

— «C» или следствие: здесь вы найдете реакцию, запускаемую буквой «А» и модулируемую буквой «Б», которая может быть трех типов: эмоциональная (создающая определенные чувства к человеку), когнитивная (вызывающая мысли) или поведенческая (вызывающая действия). Последствия также классифицируются как соответствующие, то есть они не наносят вреда человеку и даже не приносят ему пользы; и неподходящие, которые классифицируются как тревожные и дисфункциональные для человека.

Неуместные последствия отличаются тем, что создают в человеке страдания, которые не нужны или несоразмерны ситуации: совершайте действия, которые в конечном итоге идут вразрез с нашими собственными интересами, или не реализуйте стратегии, которые были бы полезны для достижения наших целей. Конечно, они связаны с когнитивными искажениями.

A -> B -> C

В настоящее время эта модель была расширена, и авторы понимают, что это явление намного сложнее, чем схема ABC, определенная Эллисом. Теперь считается, что отношения не настолько линейны, но все предыдущие компоненты связаны и непрерывно взаимодействуют друг с другом. Давайте посмотрим на примеры:

Б-А: Таким образом, авторы придают более активную роль человеку, понимающему, что «А» — это факт, воспринимаемый человеком субъективным образом, созданный или созданный им в силу его убеждений, ценностей, систем атрибуции и т. Д. Кроме того, на него влияют цели или задачи, которые есть у каждого, и их когнитивные схемы (B).

С-В: С другой стороны, эмоции, которые могут возникнуть на стадии «С» или последствиях, будут модулировать когнитивные схемы и искажения (В), когда они конструируют событие или «А».

С-А: эмоции, которые мы имеем, и наше поведение также напрямую изменят наш взгляд на ситуацию.

А-С: иногда «А» может мгновенно вызвать быстрый и выученный ответ (стадия «С») через «Б» или когнитивную систему позже.

Гало-эффект

В классическом эксперименте первооткрыватель этого эффекта Эдвард Торндайк попросил офицеров оценить различные качества своих солдат. Эти характеристики включали такие вещи как лидерство, внешний вид, интеллект, лояльность и надежность. Он заметил, что высокие оценки одного качества совпадают с оценками других характеристик. Например, высокий интеллект приписывался людям с красивой внешностью и т. д.

Эта ошибка может оказать мощное влияние в реальном мире. Например, привлекательных кандидатов на работу чаще рассматривают как умных и компетентных.

Представьте, что продукт в телевизоре рекламируют две женщины.  Одна ухоженная и уверенная в себе. Другая плохо одета и бормочет под нос. Какая их этих реклам скорее побудит вас купить товар? Между тем, они продвигают один и тот же продукт с одинаковыми характеристиками.

Сосредоточьтесь на объективных показателях личности или продукта, чтобы не попасть под влияние этой когнитивной ошибки.

Иллюзия контроля

Это ещё одно когнитивное искажение, выражающееся в том, что люди убеждены, что как-то влияют на некоторый процесс, хотя этого влияния на самом деле нет. Данное явление было исследовано в одном эксперименте. Двум группам людей предложили купить лотерейные билеты; при этом первой группе позволили самостоятельно выбрать билет, а вторым не позволили. Затем им предложили обменять купленные билеты на другие, из другой лотереи, в которой было больше шансов на выигрыш. И люди из первой группы отказывались менять, поскольку были уверены, что их билеты точно выиграют – ведь они сами выбирали!

Причин этого эффекта может быть несколько. Может быть, всё дело в эгоцентризме: мы, опять-таки автоматически, ставим себя в центр происходящих событий. А возможно, свою роль играет и иллюзия корреляции: когда-то выбранный нами билет выиграл, вследствие чего возникло представление о связи двух событий. Выяснилось, что вероятность появления иллюзии контроля выше в привычной обстановке, чем в новой. Известно также, что в подавленном настроении человек в меньшей степени подвержен этой иллюзии.

Очевидно, что иллюзии контроля подвержены многие учителя, выпускники которых добились положительных результатов в будущем. «Это мой бывший ученик!». В действительности вклад учителя в его образование может быть минимальным, тем более что хороших результатов добился один из десятков или сотен «бывших учеников» (и даже не всегда тот, которого учитель любил и выделял особо). Успешная карьера «бывшего ученика» на самом деле связана только с его личными способностями и талантом, а также с внешними обстоятельствами (востребованность на рынке труда, экономическая ситуация в стране, уровень коррупции в вузах и на предприятиях и др.). Если способностей нет, то учитель мало что может сделать; если способности есть, то и учитель не нужен или почти не нужен. Чаще всего успешно реализуют себя в будущем те ученики, которые занимаются самостоятельно, а школу посещают «для формальности».

Популярные статьи  Как правильно ставить цели, и всегда их достигать

Возникновение когнитивных искажений

Впервые термин «когнитивные искажения» был употреблён в 1972 году пионером когнитивистики Амосом Тверски и психологом Даниелем Канеманом в процессе их исследований числовой грамотности людей. Учёные воспроизвели несколько поведенческих шаблонов, где принимаемые людьми решения отличались от рациональных, а также провели несколько экспериментов, в ходе которых было выявлено влияние на мышление людей и принятие ими решений навязанных стереотипов. Со временем изыскания Тверски и Канемана получили широкое развитие, став настоящими исследовательскими программами и выйдя за границы психологии во многие другие дисциплины, среди которых присутствуют даже политология и медицина. Сами же когнитивные искажения в процессе исследований был разделены на категории.

Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?

Информации во вселенной слишком много. Мы можем себе позволить помнить только то, что вероятнее всего пригодится нам в будущем. Нам приходится постоянно торговаться с самими собой и прогнозировать, что выгоднее помнить, а что забыть. Например, обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга.

Эффект ложного консенсуса

Люди имеют тенденцию переоценивать, насколько другие люди согласны с их убеждениями, поведением и ценностями. Эта склонность известна как эффект ложного консенсуса.

Эффект ложного консенсуса возникает по нескольким причинам:

  1. Близкие люди часто склонны разделять очень похожие мнения и убеждения. Из-за этого мы начинаем думать, что этот способ мышления является мнением большинства, даже когда мы находимся с людьми, которые не входят в нашу группу семьи и друзей.
  2. Вера в то, что другие люди такие же, как мы, хороша для нашей самооценки. Это позволяет нам чувствовать себя «нормальными» и сохранять позитивное представление о себе.
  3. С появлением поисковиков и соцсетей мы все оказались в «информационных пузырях». Мы потребляем ту информацию, которую нам подсовывают. Нам кажется, что такой же контент у всех остальных.

Простой способ бороться с этим – расширять свой круг общения в оффлайне и искать больше разных точек зрения в онлайне.

4

Эвристическая доступность

Увидев несколько новостей о кражах автомобилей в вашем районе, вы можете начать верить, что такие преступления более распространены, чем это есть на самом деле. Эта тенденция оценивать вероятность событий, основываясь на том, сколько примеров легко приходит на ум, известна как эвристика доступности. Это, по сути, мысленный ярлык, призванный сэкономить нам время, когда мы пытаемся определить риск.

Этот способ мышления часто приводит к неверным оценкам и плохим решениям. Курильщики, которые никогда не знали, что кто-то умирает от болезни, связанной с курением, могут недооценивать риски для здоровья. Напротив, если у вас есть две сестры и пять соседей, у которых был рак молочной железы, вы можете поверить, что это еще более распространено, чем говорит статистика.

Иногда все, что нужно – копнуть чуть глубже. СМИ очень любят сообщать об актах терроризма и реже пишут про бытовые убийства. Эвристика доступности говорит, что на улицах полно террористов. Но статистика утверждает, что от рук убийц погибает в 20 раз больше россиян, чем от террористов.

5

Категории когнитивных искажений

Категории когнитивных искажений различают по разным принципам. Есть когнитивные искажения, которые в большей степени характерны для социальных групп, а есть те, что проявляются на личностном уровне. Одни искажения оказывают влияние на принятие решений, когда имеет место быть приоритетность выбора, другие проявляются благодаря неким причинно-следственным связям, третьи вообще связаны со свойствами памяти человека. Определённые когнитивные искажения могут отражать мотивацию человека. Существуют также искажения, связанные с индивидуальными особенностями мозга в плане восприятия, вспоминания и способности делать выводы.

По причине того, что определённые когнитивные искажения представляют собой отражение мотивации человека, поддаются объяснению многие стереотипы и шаблоны массового сознания, а также конкретные групповые поведенческие паттерны. А посредством специальных опытов было доказано и существование когнитивных искажений, связанных с обострёнными реакциями людей на определённые раздражители. В действительности когнитивных искажений великое множество и ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми наиболее распространёнными и изучаемыми из них.

Коррекция когнитивных искажений

По мнению некоторых учёных (Хезелтона, Гигеренцера и других) направление и содержание когнитивных искажений поддаётся контролю. Для этого применяются специальные методики, сокращающие имеющиеся искажения, стимулирующие человека применять особые контролируемые маневры, сходные с неконтролируемыми. Также к методикам коррекции когнитивных искажений относятся методы их модификации, а сам процесс коррекции можно отнести к области психологической терапии по снижению разнообразных зависимостей, депрессивных и тревожных состояний. Эту терапию называют «Cognitive Bias Modification Therapy» (CBMT) или «Applied Cognitive Processing Therapies» (ACPT). Применяемые в ней методы подразумевают использование новейших компьютерных технологий, как при непосредственном участии психотерапевта, так и без его участия. Базовыми концепциями, на которых основывается CBMT, являются когнитивная модель внимания, когнитивная модель тревоги и некоторые другие разработки нейронауки.

Таковы основные особенности когнитивных искажений. Если у вас появилось желание разобраться в данной теме более детально, вы можете поискать нужную информацию на страницах Интернета – сегодня этой теме посвящено множество специализированных ресурсов.

В продолжение изучения темы, связанной с особенностями восприятия и мышления человека, вы можете ознакомиться с представленным на нашем ресурсе материалом о когнитивном диссонансе.

Практическое значение когнитивных искажений

В настоящее время во многих социальных институтах бытует мнение о том, что люди склонны принимать рациональные решения. Так, например, инвестиционными организациями предполагается, что инвесторы будут действовать рационально, однако сами инвесторы опираются в действиях на когнитивные искажения, такие как эмоциональные эффекты, стереотипы, предубеждения и т.п. Примерно та же ситуация наблюдается в судах присяжных, банках, государственных структурах, производственных предприятиях, семьях и т.д. Ко всему прочему, когнитивные искажения также выражаются в том, что в общественном сознании людей сохраняются различного рода суеверия, что препятствует привитию научного взгляда на мир, которое отличается от паттернов массового сознания. Есть и случаи, где ситуация проявляется с точностью до наоборот.

Популярные статьи  Кто в отношениях должен делать первый шаг

Но можно ли каким-либо образом нейтрализовать или скорректировать когнитивные искажения? Следует сказать несколько слов и об этом.

Что такое когниция?

Когниция (cognitia –«познание») – это результат формирования знаний о объекте (факте, человеке, месте), объединяющий все психические компоненты – мышление, эмоции, категории, память, представление. Это единица понимания и смысла, которая находится на границе психики и разума.

Восприятие окружающего мира человеком не всегда зависит от точности чувственного стимула. Познание вещей происходит с помощью построения личностной карты мира. По мнению ученых, в эти ментальные карты включается не только материальный объект, но и сам субъект. Он занимает центральное место среди образов отражения реальности. Это нельзя рассматривать по аналогии с зеркалом. Бессознательное содержание психики становится потенциальными вариантами путей в мире, а указателем является сознание личности.

Наличие факта в реальности и четкое его аргументирование является достоверным (объективным знанием). Если субъективные представления о каком-то объекте совпадают с наличием и качествами предмета в реальности, то это называется истиной (истинное знание).

Такое явление, как когниция, включает в себя не только истинные и фактические знания, но и мнение, теории и ошибки восприятия. Когниция – это двойственный мир: с одной стороны, в поле сознания личности попадает реально существующий мир (объективный, чувственный), с другой – с участием внутренней воли человек может создавать свой, собственный смысл и приписывать его окружающим вещам.

Когниция участвует в построении этого нового смысла, используя для этого наши ощущения, установки, как первоначальный субстрат. Она проходит через все слои познания – реальные и вымышленные, а иногда соединяет оба вида. Оформленным результатом такой деятельности, например, являются сказки и, которые, хотя и являются выдумкой, но отражают истинные мысли писателя или даже целого народа.

Все научные знания не лишены духовной природы. Даже в стройной логической мысли в её основе лежит интуитивное чутье. Но если объективных и речевых средств не хватает для передачи всего того, что мы думаем, чувствуем, представляем, получаются когнитивные искажения.

Иллюзия корреляции

Когнитивных искажений насчитывается великое множество (у нас даже уже была статья про них), и описанный выше пример – одно из самых распространённых (ведь ему подвержены даже «братья наши меньшие»!). Это иллюзия корреляции – то есть привычка видеть взаимосвязь в следующих друг за другом событиях, хотя в реальности этой связи нет. Можно сказать, что мозг автоматически фиксирует череду событий и присваивает им статус взаимосвязанных, и чисто автоматически человек в дальнейшем воспроизводит эти действия, надеясь получить тот же результат. Таким образом сформировались приметы, ритуалы, верования и в конечном итоге – все «мировые религии». Избавиться от этой иллюзии можно лишь с помощью умения анализировать происходящее. Теоретически это свойство мышления в полной мере доступно только человеку, однако в действительности пользуются им далеко не все.

Но следствием этого искажения являются не только религии и суеверия в привычном смысле слова. В повседневной жизни, выборе профессии, учёбе и работе многие действуют именно по этому принципу. Например, кто-то заметил, как его сосед устроился работать рекламным агентом и через несколько месяцев стал миллионером (ну или просто очень обеспеченным). Он «на автомате» связал эти два события и также устроился в рекламное агентство, но «обещанных» миллионов не заработал. В своё время в нашем обществе сложился список «хлебных» и «денежных» профессий: в начале 90-х это были бухгалтер, «бизнесмен» (весьма расплывчатое понятие), позже – менеджер (всё равно какой – по торговле, рекламе, производству…), агент по недвижимости, чиновник, поп-звезда, даже программист. Тысячам людей кажется, что принадлежность к этим профессиям сама по себе принесёт благосостояние и положение в обществе, но на самом деле работа рекламным агентом и получение большого дохода – события, не связанные между собой напрямую. Однако многие тихие-скромные бухгалтеры и торгующие китайской одеждой на рынке программисты по-прежнему уверены, что их образование «хлебное», а свои неудачи объясняют сторонними причинами.

Эффект дезинформации

Наши воспоминания о конкретных событиях подвержены сильному влиянию вещей, которые произошли после самого события – это называется эффектом дезинформации. Человек, ставший свидетелем автомобильной аварии или преступления, верит, что его воспоминания кристально чисты, но исследователи обнаружили, что память восприимчива даже к очень тонким влияниям.

В эксперименте людям, которые смотрели видео автомобильной аварии, задали один из двух немного разных вопросов:

  1. Как быстро ехали автомобили, когда они ударили друг друга?
  2. Как быстро ехали машины, когда они врезались друг в друга?

Когда спустя неделю свидетелей допросили, исследователи обнаружили, что это небольшое изменение формулировки заставило участников вспомнить вещи, которые они на самом деле не видели. Их спросили, заметили ли они какое-либо разбитое стекло на видео. Те, кому был задан более негативный второй вариант вопроса, с большей вероятностью сообщали неверно, что они видели разбитое стекло.

Люди подсознательно корректируют свои воспоминания на основе другой информации, полученной после события. Этим часто пользуются телевизионщики, интервьюируя свидетеля с нужными им «воспоминаниями». Поэтому не стоит доверять показаниям только одного участника. Проанализируйте как можно больше источников, чтобы составить объективную картину.

3

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Когнитивные искажения в психологии
Навязчивые мысли в психических расстройствах, как от них избавиться