Развиваем чувство юмора у ребенка: пять полезных советов

Содержание

3 – 4 года

Многие в этом возрасте начинают посещать детский сад, и важными участниками социализации становятся дети из группы и воспитатели. Даже если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, любой опыт общения вне дома влияет на его социализацию и служит переходным этапом на пути к школе. Кружки, игры во дворе, походы в гости, выходные у бабушки с дедушкой — все это учит его существовать в разных социальных группах и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И вы можете ему помочь!

Дайте малышу время подготовиться к новой обстановке. Например, перед первым посещением детского сада можно несколько раз прогуляться по его территории. Или проиграть дома ситуацию гостей, похода к врачу, поездки к дальним родственникам;
Найдите хороший детский сад

Новый коллектив и особенно воспитатели будут определять социальные нормы ребенка, и важно, чтобы они вам подходили. Идеально, когда на одного взрослого приходится не очень много детей

Если ваш ребенок робкий, поговорите с воспитателем заранее и вместе обсудите, как облегчить адаптацию крохи. Поддерживайте контакт с педагогами в течение года, чтобы вовремя отследить сложности, если они появятся;
Не стесняйтесь помогать ребенку в сложных ситуациях, не настаивайте на полной самостоятельности. Пригласите в гости его новых друзей, поспособствуйте улаживанию конфликта, научите, как вести себя в разных обстоятельствах.

Развиваем речь

Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка

Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»)

Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!». Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!. Инесса Смык

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Механизмы построения шуток

Прежде чем что-то освоить, нужно это понять. Давайте посмотрим, из чего вообще складывается юмор и что лежит в его основе. Сейчас я простыми словами и с примерами расскажу о самых разных видах юмора. Зная теорию и подкрепляя ее регулярной практикой, вам обязательно удастся добиться успеха.

Ирония

Это прием, при котором мы говорим одно, а подразумеваем противоположное. К примеру, объект высмеивается и разоблачается под маской похвалы.

Когда коллега сильно опоздал и вы произносите: “Вот это ты сегодня король пунктуальности!”

На иронии часто строились скетчи из программы “Наша Russia”. Помните? Брутальный фрезеровщик с нетрадиционной ориентацией, чиновники, развлекающиеся в джакузи и ведущие высокие беседы о страданиях народа.

Ирония может быть разной. Виды:

  • Простая. Например, сказать человеку, который чего-то испугался, мол, ну и храбрец же ты.
  • Самоирония. Когда человек смеется над самим собой. Например: “Куда уже мне, дураку, понять-то!”
  • Антиирония. Здесь ставится задача не высмеять, а показать, что кого-то недооценили. Например, у Жванецкого есть такие строчки: “Врачи делали все возможное, но пациент все равно выжил”.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Двусмысленность

Прием также называют игрой слов. Здесь юмор строится вокруг какого-то определенного слова, имеющего двоякое значение. В начале шутки оно используется в одном значении, а в конце обретает другой смысл.

На этом построены многие анекдоты про Штирлица:

  • Штирлиц всю ночь топил печку. Наутро она утонула.
  • Из окна дуло. Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло.

Подмена ожиданий

Этот прием тоже часто используется в анекдотах.

Слепой человек заходит в бар с собакой-поводырем. Его просят уйти, поскольку с собаками вход воспрещен. Он возмущается:

– Это моя собака-поводырь!

– Вы хотите сказать, что этот пудель – ваша собака-поводырь?

– Господи, они дали мне пуделя?!

При слове “поводырь” мы представляем себе лабрадора или ретривера, а здесь пудель, т. е. происходит ломка ожиданий.

Сравнение несравнимого

Этот прием строится на том, что мы сравниваем между собой вещи, далекие друг от друга по смыслу и не имеющие ничего общего.

Жизнь – она ведь как рояль: клавиша белая, клавиша черная… и крышка.

Скачок

Здесь идет перечисление родственных или схожих свойств, а затем вставляется характеристика, совершенно не вписывающаяся в контекст ранее сказанного.

Чтобы быть успешным и богатым, нужно бегать по утрам, читать книги по саморазвитию, прописывать цели и… получить наследство от дяди.

Друзья, хотелось бы отметить, что вышеперечисленные примеры – это не образцы того, как правильно и нужно шутить. Это всего лишь иллюстрации к обозначенным видам и приемам, чтобы вы представляли себе, на чем строится традиционный юмор. На самом деле подобных приемов множество. У каждого человека они могут быть свои.

1 – 6 месяцев

Как ни удивительно, уже с рождения крошечный человек — социальное существо. Малыши любят, когда с ними разговаривают, и сами делают первые попытки общения: машут ручками и ножками, показывают язык, а после месяца демонстрируют «социальную улыбку», обращенную к близким людям. Даже в этом нежном возрасте вы можете поспособствовать социализации крохи.

  • Отвечайте на потребности младенца так быстро, как это возможно: берите его на руки, если он плачет, кормите, когда проголодался. Так ребенок учится базовому доверию к окружающим — это важнейший навык для дальнейшего развития;
  • «Обезьянничайте», повторяйте выражения лица и жесты малыша. Так ребенок будет тренировать мимику, необходимую для общения;
  • Отвечайте на лепет и агуканье крохи, внимательно выслушивайте его «речи» — это поможет освоить правила вежливого диалога;
  • Вовлекайте младенца в свою повседневную жизнь, ходите в гости и приглашайте к себе друзей и близких. Наблюдая за другими людьми, ребенок постигает правила общения и адаптируется к разной манере поведения: бабушка умеет щекотать и ласково воркует, а дедушка отлично изображает «самолетик» и очень громко разговаривает.

Как развивать чувство юмора у детей: практические советы

Развиваем чувство юмора у ребенка: пять полезных советов

Как мы понимаем, развивать чувство юмора необходимо с самого рождения. Смех и улыбки наполняют повседневность радостью. Не бойтесь сами быть смешными и вызывайте своими действиями смех у малыша.

Популярные статьи  Как отучить ребенка говорить плохие слова

Практические советы:

Подавайте пример. Самый лучший способ обучения детей – это собственный пример

Не бойтесь шутить, рассказывайте смешные истории, обращайте внимание на потешные ситуации. Многие проблему правильней решать с помощью шутки

Поддерживайте чувство юмора малыша. Реагируйте на его шутки. Формируйте смешные ситуации. Сделайте юмор естественной частью вашей повседневной жизни. Делитесь забавными наблюдениями, вдохновляйте на поиск смешного даже в сложной ситуации. Активно работайте над развитием речи, мышления и памяти. Учите забавные стихотворения, пойте песни, танцуйте, играйте. Обеспечьте доступ к книгам со смешными картинками. Это могут быть комиксы, рассказы. Смейтесь совместно над мультфильмами, юмористическими передачами.

Чувство юмора – это приобретенный навык, который присущ всем счастливым детям!

Как развивать остроумие: полезные советы

Чтобы развить остроту ума, вам придется приложить немало усилий, но я уверен, что у вас все получится. Хорошим помощником будут мои полезные советы:

  1. Расширяйте кругозор. Читайте как можно больше книг писателей, которые внедряли юмор и иронию в свои произведения. Для обучения я рекомендую юмористическую литературу следующих авторов: Ильф и Петров, Зощенко, Чехов, Бернард Шоу, Булгаков. Вы можете слушать аудиокниги или читать, но самое главное – замечать шутки и остроумные фразы. Не помешает, конечно, просмотр юмористических фильмов, сериалов и передач.
  2. Практикуйтесь. Без практики остроумие развить нельзя. Старайтесь шутить остро и тонко, как только появится возможность. Не забывайте, что шутка хорошо срабатывает, если в ней присутствует эффект неожиданности.
  3. Смейтесь над собой. Да, я согласен, что это не самое приятное, ведь у всех нас есть свои комплексы. Но именно этот прием используют известные комики, которые заставляют зал смеяться до слез. Да, они остроумны, благодаря тому, что используют самоиронию.
  4. Забудьте о стереотипах. Остроумный человек находит очень быстро, что сказать, и вам придется научиться отказываться от заложенных в обществе штампов и стереотипов. Чтобы развить остроумие, вам необходимо задействовать воображение и речь, искать ассоциации, переворачивать привычные ситуации и видеть в них смешное.
  5. Живите с юмором по жизни. Человек с острым умом не может быть угрюмым и скучным. Если у вас хорошее остроумие, то вы всегда будете в центре внимания в любой компании, у вас будет много друзей, и к вам будут идти за советом. Смотрите по-новому на привычное и находите смешное, тогда о вас тоже скажут, что у вас врожденный талант острить в любой ситуации.

Помните, что для каждой шутки есть свое время, поэтому мало научиться писать шутки, острить и юморить, важно научиться делать это в нужный момент. В качестве упражнений, я рекомендую вам играть в ассоциации и применять базовые приемы для развития остроумия с нуля

Развиваем чувство юмора у ребенка: пять полезных советов

Остроумие — мышца чувства юмора

Вот еще несколько рекомендаций для желающих остроумить:

  • заучивайте наизусть анекдоты и смешные фразы;
  • используйте метафоры и фразеологизмы;
  • не проявляйте отрицательные эмоции на людях;
  • ищите взаимосвязь между людьми, животными, растениями и различными ситуациями;
  • научитесь рисовать карикатуры;
  • смейтесь над шуткой, даже когда вам не очень смешно.

Конечно, шутки не должны литься у вас потоком, ведь вы не клоун! Вспомните поговорку: «Редко, но метко». Именно так стоит делать вам, вставляя какую-то острую фразу в разговор. Я провожу специальные тренинги по развитию чувства юмора и остроумия, и могу с уверенностью сказать, что любой навык можно развить. Более подробно об обучении в школе юмора Comedy School вы можете прочитать в разделе Обучение.

Как развить чувство юмора, способы

1. Обзавестись веселыми товарищами, дружить с весельчаками

Наверняка, вы знаете таких людей – весельчаков, которые потенциально могут стать наставниками в этом веселом деле. Подружитесь с веселой компанией.

Вообще, в большинстве случаев, хорошее чувство юмора присуще обычным людям не заканчивающие специальные курсы комедийных искусств. Так откуда они знают, как реагировать, чтоб было смешно? Все очень просто. Оказываются шутники по жизни – это всегда открытые и компанейские люди, у которых много друзей. И свои навыки быть весельчаками, они приобретали благодаря таким компашкам!

2. Истерический смех: смейтесь до коликов в животе

Жизнь бьет вас, а вам хочется залиться истерическим смехом. Не сдерживайте себя, смейтесь сквозь слезы.

Вы никогда не задумывались: почему, когда мы на грани нервного срыва – хочется истерично смеяться? Ответ: так организм хочет снять нервное напряжение самым лучшим способом в мире, способом лучше лучших лекарств. Во время смеха выносливость организма повышается во многократно!

3. Тяготы жизни: оцените шутку ее величества — Жизнь

Жизнь трудна, вам не до шуток. Найдите что-то смешное в этой ситуации.

Этот случай с родне пункту выше. Хорошее объяснение привел ранее в этой статье: о том, что такое счастье. Постарайтесь отстранится от своих переживаниях, либо найти нечто смешное в этой ситуации. Цель всего такого «упражнение»: вызвать хотя-бы мелкий намек на осознание шутливости положения, постарайтесь заметить – что у жизни есть свое особое чувство юмора!

4. Наденьте костюм Комика

Зазубрите новые шутки и анекдоты, с целью повеселить свое окружение

Все веселые люди обладают «джентльменским» набором шуток, весёлых историй, курьезов, анекдотов. Обзаводитесь таким. Единственное правило – этот «набор» должен сам вызывать у вас  улыбку.

5. Читайте, смотрите и слушайте все, где присутствует юмор

Возьмите себе за правило: каждый день, как минимум, по шутке, либо с веселой литературы, либо с фильмов, аудио записей (аудио хорошо подойдет – прослушивая  по дороге на работу).

Данное упражнение также хорошо поможет предыдущему пункту – что набрать запас уморительных историй для своего нового амплуа. Учите свое сознание привыкать к шуткам. Как любая способность – чувство юмора – это как хорошая привычка, которая вырабатывается со временем и постоянством выполнения соответствующих действий над собой.

6. Улыбайтесь чаще, натяните улыбку

Подойдите к зеркалу, и «натяните» улыбку

Как и предыдущий пункт – это ежедневное упражнение на тренировку своего чувства юмора. Постарайтесь своему лицу при этом придать естественность, чтоб улыбка была естественной, а не  оскалом, как будто вы хотите кого-то съесть. На самом деле, многие из нас не могут красиво, даже,  улыбнуться. Вспомните как улыбаются малыши – подражайте им!

7. Аффирмации на повышения чувство юмора

Повторяйте аффирмации:

  • С каждым днем я становлюсь все счасливей
  • Чувство юмора сопутствует мне по жизни
  • Я легок в общении с другими
  • Я дышу позитивом
  • Я люблю веселые и шумные компании
  • Я так и блещу остроумием и шутками
  • (составьте свою, как – по этой ссылке)

О аффирмации и ее силе. Все же, я уверен, с психологической точки зрения, что чем аффирмация короче – тем лучше. Выше перечисленные аффирмации, как можно догадаться, не просто на развитие чувство юмора, они также подойдут, чтоб чувствовать себя уверенней и счастливей.

8. Бегом в цирковой кружок

Запишитесь на соответствующие курсы по развитию чувства юмора.

Лучший эффект будет, если вы со своим другом или друзьями сделаете это вместе. Эффект от таких курсов невозможно недооценить. Единственно что, из всего разнообразия (если такое есть, если нет, то читайте п.1) выберите то, что будет вам соответствовать. Глупо записываться на цирковые курсы по обручу или гибкости, если вы при этом «деточка» в 120 кг. Хотя….

Популярные статьи  Снимаем раздражительность: 3 работающие техники

Развиваем чувство юмора у ребенка: пять полезных советов

Улыбайтесь, смейтесь и радуйтесь жизни!

Жизнь без сада

Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:

  • Регулярно ходите в гости к другим семьям, где есть дети-ровесники. Постоянная смена лиц не нужна, лучше, чтобы у вас появились два-три «дружественных» дома;
  • Ежедневно гуляйте на детских площадках, а в плохую погоду старайтесь посещать всевозможные закрытые детские центры;
  • Запишите ребенка на кружки. У детей, которые там собираются, зачастую не только общие наклонности, но и схожие темпераменты. Велик шанс, что на занятиях малыш найдет первых настоящих друзей.

Эрик Эриксон: «кризис идентичности»

И, наконец, огромный вклад в дело изучения кризисов возрастного развития человека внес психолог и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994). Он ввел в научный оборот такое понятие, как «кризис идентичности».

Под этим понятием подразумевается состояние человека, когда он ищет свое место в жизни, пытается осознать свою роль, миссию и предназначение в обществе. Это состояние сопровождается утратой прежнего понимания собственной идентичности и, по сути, и есть кризис. Однако сам Эриксон предпочитает рассматривать тему немного шире.

Стадии идентичности (по Эриксону):

  • До 1 года – кризис первого года жизни и «поиск» ответа на вопрос «Можно ли доверять миру?»
  • От 1 года до 3 лет – попытки отстоять свою автономию, что заканчивается формированием либо самостоятельности, либо нерешительности в зависимости от действий взрослых.
  • От 3 до 6 лет – социализация, формирование навыков взаимодействия в детском коллективе, результатом чего становится формирование либо инициативности, либо чувства вины, если ребенка постоянно одергивают.
  • От 6 до 12 лет – обретение навыков получения знаний и дальнейшая социализация, когда в зависимости от успехов и результатов формируется либо самодостаточность и уверенность в себе, либо сомнение в собственных силах и возможностях.
  • От 12 до 19 лет – смешение идентичности и поиск ответа на вопрос «Чего я хочу?» в комплексе с поиском будущего профессионального и жизненного пути, определением своей роли во взаимоотношениях с противоположным полом.
  • От 20 до 25 лет – формирование навыков построения близких отношений, достижения эмоциональной близости, где результаты в этой сфере предопределяют дальнейшую либо изоляцию, либо успех в построении личных отношений.
  • От 26 до 64 лет – зрелость, которая и есть жизнь со всеми ее атрибутами взрослости. В зависимости от того, как самореализуется человек в личной и профессиональной жизни, зависит, ждет его достижение целей или застой.
  • После 65 лет – анализ пройденного жизненного пути и либо ощущение целостности, либо отчаяние.

Более подробно о стадиях идентичности Эриксона вы можете прочитать в его книге «Идентичность: юность и кризис» . Также весьма интересна в этом плане его работа «Детство и общество» . Однако еще более интересно узнать, как преодолеть кризисы возрастного развития.

Советы на тему как развить чувство юмора

В профильной литературе ведётся спор относительно врождённой способности шутить. Не будучи специалистами в данном направлении мы воздержимся от комментирования и укажем лишь на существующее мнение о том, что темперамент и способности в деле развития чувства юмора играют определённую роль. Но как законченное качество оно формируется уже при жизни, под влиянием многих факторов: социальных условий, воспитания, образования и т.д. А это уже даёт возможность сделать вывод о возможностях для самотренировки. И вот несколько простых рекомендаций.

Развивайте коммуникабельность. Вы наверняка замечали, что сценаристы многих популярных фильмов вводят в сюжет однотипных героев: болтливых, что называется, без костей в языке, весёлых и суетливых персонажей. Именно от них исходит львиная доля юмора. Наблюдая за ними, можно не только от души посмеяться (если комедия качественная), но и вынести определённый урок. Если коротко, его суть сводится к тому, что не нужно бояться контакта с людьми. Замкнутые, молчаливые, застенчивые люди редко блещут чувством юмора. Поэтому коммуникабельность является ключом к двери, за которой начинается развитие вашего навыка.

Смейтесь над собой. Чтобы заставить смеяться других, нужно уметь смеяться самому. А сделать это без понимания природы эмоции невозможно. Поэтому, тренируйтесь в первую очередь на себе. Старайтесь смотреть на свои привычки и действия, окружающие вещи и мир с налётом самоиронии. И превращайте различные эпизоды в шутки. Это может быть что угодно: причёска сразу после пробуждения, любое суеверие, поиск куда-то запропастившихся ключей и т.д. Бытовой юмор (а это то, что случается почти с каждым) самый искренний и востребованный. Поэтому научившись таким образом подмечать смешное в себе, вы научитесь тому же и по отношению к другим и миру вообще.

Пополняйте словарный запас. Многие шутки построены на игре слов, да и в целом у образованных людей с чувством юмора дела обстоят лучше. Эрудированность не только сделает из вас интересного собеседника, но и поспособствует тому, что смеяться будут не над глупостью, которую можно «ляпнуть» по незнанию, а над уместностью сказанного.

Тренируйте ассоциативное мышление. Зачастую юмор – это умение подобрать неожиданное завершение истории или сравнить, казалось бы, далёкие друг от друга темы. Очевидно, что без развитого ассоциативного мышления это невозможно.

Долой хардкор. Чувство такта и сдержанность в деле юмора играют чуть ли не главную роль

Поэтому всегда уделяйте внимание контексту и оценивайте, когда лучше пошутить, а когда – промолчать. Шутка на похоронах может быть оправдана лишь стилистикой американского чёрного юмора, но не более того

Другими словами, если вы не стремитесь стать андеграундовым комиком с противоречивой репутацией, тщательно подбирайте свои репризы. И лучше не шутите на такие темы, как национальность, религия, внешность.

Становитесь опытнее. Все мы чему-то учимся друг у друга. И чувство юмора не исключение, ведь как нельзя стать хорошим инженером, не получив необходимые знания, так и научиться хорошо шутить нельзя, не познакомившись с мастерами этого дела. Благо, возможностей для этого немало. К вашим услугам, как минимум, широчайший выбор видеоматериалов с лучшими юмористическими выступлениями: от команд КВН разных эпох до выступлений гуру стендап жанра. Мы ни в коем случае не призываем учить их шутки наизусть, но со временем у вас, как и у опытного сомелье, выработается хороший вкус. А без него в деле юмора никуда.

Позитивный настрой и взгляды на жизнь. Жизнерадостность – основа юмора. Умение видеть во всём позитивные стороны учит легче справляться с неудачами. Положительное мировосприятие имеет эффект зеркала – вы улыбаетесь миру, он улыбается вам.

Валяние дурака и чувство юмора. В данном отношении часто идёт подмена понятий. Быть смешным и иметь чувство юмора – далеко не всегда значит одно и то же. Кривляния, падения, активная жестикуляция выглядят смешными в выступлении клоуна перед детьми, но в остальных случаях не всегда воспринимаются однозначно. Здесь главное – не перегнуть палку.

Не расстраивайтесь из-за неудач. Шутки «не заходят» и у профессиональных комиков, так что делать трагедию из неудачной попытки сострить не стоит.

Зачем человеку чувство юмора

Не будем обращаться к запутанному анализу остроумия, который совершил Фрейд в одноименном труде, сосредоточимся лишь на том, что пишут в своих трудах «простые» люди. А они сходятся в одном: чувство юмора у человека быть должно. И причин тому можно назвать несколько. Но сначала для лучшего понимания тематики условимся, что, говоря о чувстве юмора, мы будем иметь в виду не только способность человека шутить и заставлять смеяться других, но и смеяться и ценить остроумие самому.

Популярные статьи  Как понять, что ты на грани нервного срыва и принять экстренные меры

Зачем человеку юмор? Смеясь, мы моложе выглядим. Это доказанный факт: учёные из Стэнфордского университета провели соответствующие испытания. В результате было установлено, что при смехе задействовано 16 лицевых мышц, движение которых способствует лучшему доступу кислорода к ним, а это влияет на то, как выглядит наше лицо.

Смех также вызывает выброс эндорфинов в кровь, поскольку стимулирует определённые области мозга, а это, в свою очередь, заставляет нас чувствовать себя счастливее. Ещё одно интересное физиологическое наблюдение: у заболевших, посмотревших юмористическую передачу, в слюне было обнаружено гораздо больше иммунокомпетентных клеток в сравнении с теми, кто недавно не смеялся.

Чувство юмора важно и в социальном плане. Остроумных людей больше любят, с ними завязывают отношения и поддерживают дружбу

Они более легки и непринуждённы в общении, легче устанавливают контакт и находят общий язык с другими, а также решают конфликты. Да и в целом умение с иронией и улыбкой взглянуть на окружающий мир – само по себе является ещё одной защитной функцией организма.

Что такое чувство юмора

Чувством юмора называют психологическую особенность человека, которая состоит в выявлении всевозможных противоречий в окружающем мире и их последующей оценке с комической точки зрения. Оно начинает проявлять себя и развиваться уже в раннем детстве под воздействием окружающей среды, комических проявлений других людей, забавных ситуаций и других предпосылок. Если же таких предпосылок нет, у человека формируется прямолинейный характер, что может повлечь за собой немало социальных и психологических трудностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что чувство юмора позволяет человеку:

  • Легче справляться с трудностями, проблемами и сложными жизненными обстоятельствами
  • Быстрее находить общий язык с окружающими
  • Находить в обществе людей близких по духу
  • Не быть чересчур серьезным человеком

Интересно то, что чувству юмора посвящены целые исследования. Во многих из них ученые пытались измерить чувство юмора разных людей, а также связать его с прочими характеристиками личности.

Оценки производились (и продолжают производиться) с позиции психологии, социологии, лингвистики, антропологии и других научных дисциплин. А среди сотен теорий юмора есть те, где говорится о том, что задача чувства юмора состоит в разряжении напряженности и стресса, а также побуждении к поиску новых интерпретаций жизненных ситуаций

Исходя из этих теорий, все шутки сопровождаются повышающимся вниманием по мере их изложения и следующей за этим разрядкой, когда шутка оканчивается. Причиной возникновения новых интерпретаций служит то, что шутки влекут за собой неожиданные ассоциации не связанных друг с другом и даже конфликтующих обстоятельств

Есть также теории, в которых юмор служит средством разрядки агрессии и отрицательных эмоций. Хотя в определенных кругах, например, среди военнослужащих, медиков, чиновников, уголовников и т.д. имеется свой собственный, особый юмор, из чего следует вывод, что чувство юмора в той или иной мере субъективно.

В общем и целом же, чувство юмора следует понимать как способность видеть смешное в ситуациях, людях, окружении, рассказах и т.д. Защитная же функция юмора выделяется практически всеми исследователями.

Но давайте подытожим: один из авторитетных исследователей юмора Богдан Дземидок в своей работе «О комическом», фокусируясь на социальной роли юмора, определяет несколько основных его функций:

Познавательная функция. Юмор трактуется как средство познания мира и усвоения представлений о нем. Юмористика, которой предписывается наибольшая познавательная ценность, показывает реальность в истинном свете, не деформируя ее явления и не пытаясь ее видоизменить. Познавательная составляющая юмора делает знания человека о мире и других людях глубже, научает определять различия между содержанием явлений и их формой, а также предостерегает от поспешных выводов.
Развлекательная функция. Здесь все просто – юмор обладает способностью поднимать настроение и вызывать смех и положительные эмоции.
Терапевтическая функция. Состоит в способности юмора быть утешением человека в его личных разочарованиях и неудачах. Самоирония представляет собой форму защиты и от влияния извне, и от самого себя, т.е. от своего же пессимизма, уныния, страхов, сомнений и т.п.

Но не будет лишним сказать и еще об одной функции юмора, о которой в свое время говорил известный немецкий поэт и драматург Готхольд Эфраим Лессинг:

Воспитательная функция. Здоровый юмор служит мерой развития нравственности, а потому посредством него можно наставлять, учить и воспитывать детей.

Все это лишь базовая информация о чувстве юмора, и если вдаваться в эту тему более подробно, можно собрать превеликое количество данных, рассматривающих его со всех сторон и ракурсов. Если вам интересная эта тема – к вашим услугам интернет и библиотеки с десятками энциклопедий. Мы же продолжим разговор о практической стороне применения чувства юмора.

Как научиться шутить — 10 упражнений

Люди с хорошим чувством юмора умеют смотреть на вещи и ситуации с разных сторон. Для этого нужно обладать хорошим воображением и ассоциативным мышлением.

Эти упражнения помогут развить необходимые качества

«Слова на одну букву»

Выберите любую букву алфавита и составьте длинное распространенное предложение из слов, начинающихся на эту букву. Это упражнение не только пополняет словарный запас, но и развивает гибкость мышления.

«Ассоциации»

Вырабатывайте привычку в быстром темпе к любому слову подбирать минимум пять ассоциаций. Чем неожиданней и интереснее они будут, тем лучше.

Читайте далее: Развитие креативности

«Антиассоциации»

Постарайтесь к каждому слову подобрать несколько таких, которые будут совершенно далеки от него по смыслу. Это разовьет ассоциативное мышление.

«Двусмысленность»

Задумывайтесь, сколько значений имеют слова, которые вы используете в повседневной речи. Вспомните не только их привычное употребление, но и сленг или переносные значения. Стремитесь к тому, чтобы ваш мозг делал это быстро и, впоследствии, автоматически.

«Новые слова»

Выберите известное окончание слова или приставку («-ность», «контр-«, «сверх-«) и придумайте с ними новые слова и термины. Дайте им толкование, как в словаре, и составьте с ними несколько предложений.

«Нереальное определение»

Дайте хорошо известному слову неизвестное определение, которое не будет соответствовать смыслу. Не ограничивайте свою фантазию. Определение можно давать также по созвучию или по сходству слов.

«Как использовать предмет?»

Выберите обычный предмет, например, картонную коробку. Придумайте минимум двадцать способов, как можно ее использовать.

«Поиск сходства»

Выберите два объекта или понятия, у которых очень мало общего. Например, «ворона» и «стол». Найдите между ними как можно больше сходств.

«Идентификация»

Во время просмотра юмористической передачи постарайтесь классифицировать прозвучавшие в ней шутки: ирония это, двойной смысл или сравнение, или, может быть, гипербола?

«Переворот»

Найдите в сети или журнале десять фотографий. Представьте, что вы журналист и вам необходимо придумать к каждой из них подписи. Хорошо, если подпись не будет отражать реальную картину событий и получится смешной.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Развиваем чувство юмора у ребенка: пять полезных советов
Как замедлить старение кожи и выглядеть значительно моложе своего возраста