Ребенок отличник – это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?

Содержание

Токсичные родительские установки

Никто не цензурирует ваши методы воспитания и вскользь сказанные фразы — они, кстати, сильнее влияют на ребёнка. Взрослые не сдают экзамен на готовность стать мамой и папой, и это нормально — едва ли кто-то вообще мог бы его сдать. Единственно верного пути тоже нет. Всплывающих окон с подсказками никто не видел.

С одной стороны, ничем не ограниченные, а с другой — скованные собственным детским опытом родители не всегда замечают, как начинают транслировать токсичные установки. Спустя годы эти формулировки всплывают на сеансах психотерапии (правда, не вашей — а повзрослевших детей).

«Не дай бог вырастет с завышенной самооценкой!»

Спойлер — завышенной самооценки не существует. Фундамент для так называемой «завышенной» самооценки закладывается в самом раннем детстве.

То, что мы называем завышенной самооценкой, — на самом деле гиперкомпенсация заниженной. Что компенсируем? Чувства относительно собственной неидеальности, неоправданные ожидания и излишние ограничения.

В возрасте около года ребёнок не разделяет свою личность и поступки, поэтому осуждение со стороны родителей складывается в папку «Это я такой плохой». Конечно, позже появится и папка «А вот мои плохие поступки» — но иногда чувство стыда настолько глубокое, что срабатывает механизм гиперкомпенсации.

Здесь дороги расходятся: в ком-то проявляется нарциссическое расстройство («Я лучше всех!»), а в ком-то — синдром отличника («Я недостаточно хорош!»), но их природа может быть вполне схожей.

«Ничего, перфекционизм очень даже помогает в работе»

Взрослые люди с синдромом отличника живут с ощущением, что с ними что-то не так, и могут даже не осознавать его. Нет, это совершенно не помогает ни в работе, ни в чём-либо ещё.

Чаще всего такие дети вырастают в трудоголиков, для которых работа и достижения — единственное, что имеет значение. Они могут чувствовать себя как Сизиф, который безрезультатно катит в гору валун.

«Отличники» сталкиваются с повышенной тревожностью, неконтролируемым гневом, психосоматическими расстройствами и состояниями, близкими к депрессии, или собственно депрессией. Некоторые перфекционисты находят утешение в зависимостях или страдают расстройствами — нарциссическим или обсессивно-компульсивным. В общем, ничего хорошего.

«Всё надо заслужить»

Ребёнок рождается и сразу же начинает адаптироваться к сложному взрослому миру. Для этого он вырабатывает собственные стратегии выживания. Решающую роль играет эмоциональный опыт взаимодействия с самыми близкими для него людьми — мамой и папой.

Если родители осуждают ошибки и контролируют действия ребёнка, но при этом хвалят за старания — ребёнок неосознанно принимает самое очевидное решение: чтобы меня любили, я должен быть идеальным.

Самое важное — дать детям понять, что вы любите их вне зависимости от их результатов. Это не означает, что вы будете во всём с ними согласны, но и дети не обязаны приводить вас в восторг своими достижениями

Родительская любовь — это не награда, а чтобы выжить, не нужно быть идеальным.

«Дети — наше продолжение»

Ребенок отличник – это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?

Нет, дети — это отдельные люди. Обстоятельства и условия, в которых росли вы, отличаются от тех, в которых растут ваши дети. Решения, которые мы принимали как наиболее эффективные в своём прошлом, совершенно не обязательно будут эффективны для них.

Одно можно сказать совершенно точно: родители часто проецируют свой детский опыт на отношения с детьми. Этот механизм помогает защититься от своих чувств относительно собственной неидеальности

Нам, как и нашим детям, в детстве было важно знать, что нас любят и принимают вне контекста наших успехов. Получали ли мы это в нужном объёме? Вот в чём вопрос

«Ребёнок не будет развиваться сам — его надо подгонять и контролировать»

Если вы думаете, что ребёнок может в одночасье превратиться в ленивое животное без светлого будущего, — вы ошибаетесь. Развитие — это естественное стремление и задача любого человека. Оставьте младенца сидеть на полу и засеките время — совсем скоро он поползёт туда, где ему будет интереснее.

Задача родителей — создать безопасную и поддерживающую атмосферу для ребёнка. Это работает с детьми любого возраста.

Кстати, интересы человека меняются на протяжении всей жизни. Низкие результаты могут быть сигналом о том, что вчерашний объект интереса уже не вдохновляет ребёнка, а новый ещё не найден.

Степени умственной отсталости

Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

  • легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
  • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;   
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
  • глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.

Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.

Устраиваем ребенку прогул

Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться.

Самое главное, над чем стоит работать, это самооценка.

Понимаете, да, человек с хорошей опорой на себя самого вряд ли будет постоянно добиваться одобрения от каждого встречного.

Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха. Поднимаем, как можем.

Что еще:

  • Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила.
  • Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно.
  • Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени. Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно.
  • Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании.
  • Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета. Пусть идет в свой страх, а не избегает его.
Популярные статьи  10 типичных ошибок родителей в воспитании детей

Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей. А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом?

Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула.  

А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить. Ну неужели это плохой вариант, а?

Ребенок отличник – это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?

«Марья Ивановна сказала, что я неумеха». Как поднять самооценку школьнику, которого обижает учитель

Как распознать синдром

Психологи выделяют 2 основных признака патологии:

  1. Постоянное ожидание похвалы или одобрения от окружающих за проделанную работу.
  2. Нежелание браться за сложные или новые задачи из-за боязни провала, неодобрения социума (семьи, друзей, коллег).

Человек, имеющий синдром, часто фантазирует о том, каким его видят со стороны. Например, он ведет машину и думает, что все смотрят только на него: «как классно он/она ведет машину!».

Синдром часто наблюдается у людей с заниженной самооценкой. «Отличник» постоянно старается доказать всем, что он лучший. Если же это не получается, он впадает в депрессию. Для него даже небольшое замечание начальника может стать поводом плохого настроения, самобичевания и слез.

Уже узнаете себя? Тогда разбираемся дальше!

Отличники поневоле

Гораздо чаще действует одна и та же схема – учитель с первого класса определяет более сильных учеников и начинает их буквально тянуть за уши в отличники и хорошисты. Ведь показатели успеваемости никто не отменял и каждому учителю нужно демонстрировать успешность своей работы. Отбор сильных учеников часто идет очень субъективно.

Ребенок отличник – это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?

Значимые родители, просто симпатия к ученику, успешность школьника в одном-двух предметах. На остальных учеников у педагога не остается ни сил, ни времени, ни желания. Вот и получается, что в среднестатистическом классе обычной школы обучается 2-3 отличника и все остальные. Первым часто ставят оценки просто потому, что они отличники, а простым ученикам приходится попыхтеть, чтобы заслужить положительный балл в дневник.

Диагностические критерии

Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:

  1. Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
  2. Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
  3. Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
  4. Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
  5. Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.

Другие признаки

Вместе с упомянутыми критериями определить наличие какой-либо стадии УО можно по следующим признакам.  

В первичный период развития здоровый ребенок овладевает простыми навыками, которые по мере взросления хорошо осваиваются и переходят к более сложным.  Адаптивные и интеллектуальные проблемы становятся заметны в процессе развития ребенка. Когда они проявятся, зависят от вида, причины и степени умственной отсталости.

Этапы развития (моторика, речь, социализация) детей с интеллектуальной инвалидностью такие же, как и у здоровых, но проходят заметно медленнее, то есть, определенного уровня они достигают намного позже. При легкой форме умственной отсталости отставание от сверстников становится заметным только при начале обучения в школе (трудности с обучаемостью), а при тяжелой – в первые годы жизни.

Как правило, если интеллектуальная инвалидность передана по наследству (генами), то это сказывается на внешнем виде человека.

У олигофренов чаще встречаются физические, неврологические и другие проблемы со здоровьем. Для таких индивидов также обычны нарушения сна, тревожные расстройства, шизофрения. Распространены диабет, ожирение, заболевания передающиеся половым путем, эпилепсия.

Люди с легкой и умеренной степенью интеллектуальной инвалидностью говорят намного хуже своих сверстников, как младшие по возрасту. Чем выше уровень расстройства, чем хуже речь.

Нарушения поведения, свойственные олигофренам, связано с дискомфортом, испытываемым ими при общении, невозможности довести до других свои мысли, с недопониманием их желаний и потребностей. Кроме этого, они страдают от социальной изоляции. Отсюда и вытекают проявления волнения, тревожности, нервозности и т.д.

Комплекс отличника

Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:

  • Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально.
  • Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.
  • Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию.
  • Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
  • Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние.
  • Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
  • Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.

Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.

Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.

Суть проблемы

Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника: советы и рекомендации

Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Путь это небыстрый, родителям придется проявить много такта и терпения.

Популярные статьи  Ссора родителей при ребенке

Основные пути избавления от проблемы:

  • Любите своего ребенка безусловной любовью. Не за хорошие оценки в дневнике, примерное повеление и победы на соревнованиях, а за то, что он есть;
  • Не сравнивайте с другими детьми, которые добились большего. Способности у всех разные;
  • Не делайте трагедию из-за тройки в дневнике;
  • Не возлагайте на ребенка лишнюю ответственность, не требуйте идеального выполнения задачи или соответствия своим мечтам;
  • Научите сына или дочь переключаться с учебы на домашние дела или развлечения, находить время для отдыха.

Снизьте градус накала в семье. Если вы получали всегда пятерки и делали все идеально, не требуйте того же самого от ребенка. Это другой человек со своими возможностями, способностями, талантами. Сделайте упор не на результат, а на путь к нему. И пройдите эту дорогу вместе. Подробнее о стилях воспитания и их влиянии на ребенка →

Стремление к похвале и одобрению окружающих — это нормально. Но все должно быть в меру. Можно не занимать лидирующие позиции в жизни, но быть на высоте своего положения.

Автор

Марина Простова
фармацевт

Фармацевт, пишу статьи на разные темы. В своей работе использую только достоверную информацию и делюсь проверенными методами.

Поделиться

Как поставить себе диагноз?

Чтобы понять, что вы являетесь человеком с синдромом отличник», необходимо разобраться в терминологии. Так, синдром отличника – это совокупность психологических особенностей человека, при которых он стремится к самому лучшему результату, т.е. для него в приоритете стоит не сам процесс и извлечение из него пользы, а достижение успеха и поощрение .

Обратите внимание, что данный синдром свойственен не только детям, но и взрослым, и если в первом случае это отклонение наступает неосознанно, то во втором есть возможность осознания и работы над собой. Конечно, поправить ситуацию с ребенком тоже можно, и, на самом деле, даже проще, но для этого родителям следует вовремя распознать симптоматику и зачастую побороть себя

Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности:

  • болезненное восприятие даже незначительной критики;
  • постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового;
  • сравнение своих успехов с результатами окружающих;
  • зависть в случае лучшего результата у соперников;
  • изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других;
  • склонность к депрессии в результате неудач и ошибок;
  • зацикливание на ошибках и провалах;
  • постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей .

Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями.

Как можно заметить, два ключевых словосочетания во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома – это «страх ошибок и критики» и «мнение окружающих». И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника – это жизнь чужими ценностями и идеалами.

Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух – это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно.

Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности – это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих.

Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Стресс погони за одобрением

«Все болезни от нервов» — каждый из нас слышал эту фразу хоть раз в жизни. В ней содержится значительная доля правды: длительный стресс, перенапряжение часто приводят к физическим недугам, от головной боли до онкологических заболеваний. Постоянная тревога о том, как ты выглядишь со стороны, как оценили твои поступки – это, безусловно, стресс. Человек постоянно беспокоится, пытается соответствовать, в итоге теряя способность жить для себя. А ведь развитие этой способности – ключевой момент практически всех направлений психотерапии. Без нее человек испытывает постоянное давление и, в конечном счете, зарабатывает для себя мигрени, проблемы с сердцем и пр.

Как победить «синдром отличника»

Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила.

  1. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать.

Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей

Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть. И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких. 

Плохо написанная контрольная, замечание в дневнике — это не повод набрасываться на ребенка с осуждением. Необходимо спросить себя: стоят ли высокие оценки его душевного благополучия? Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально. 

  1. Не пытаться реализовать в детях собственные амбиции.

Часто родители «спят и видят», чтобы дети воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Тот, кто в детстве хотел быть врачом, а выучился на юриста, став родителем, подталкивает чадо к обучению в мединституте, требует отличного знания химии и биологии. Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать.

Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов:

  1. Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим. Но страх — это выбор, а не данность.
  2. Принять собственное несовершенство и неудачи как неизбежную часть жизни.
  3. Научиться распознавать, защищать и удовлетворять свои желания и потребности. 
  4. Делиться чувствами и переживаниями с близкими, никого при этом не обвиняя.
  5. Не общаться с токсичными людьми, чьи замечания усиливают чувство собственной неидеальности.
  6. Хвалить и награждать себя за успехи самостоятельно. Даже если это какой-нибудь пустяк, вроде шоколадки.
Популярные статьи  5 признаков того, что мужчина тебя использует

В запущенных случаях лучше прибегнуть к помощи профессиональных психотерапевтов.

Опасности синдрома отличника

Ребенок отличник – это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?

Синдром отличника может спровоцировать множество проблем. Внешне ребенок выглядит сильным и уверенным, но внутри таятся страхи. Постоянное напряжение, болезненное желание соответствовать высокому уровню приводит к нервному истощению. У младших школьников расстройство проявляется тиками, головными болями, навязчивыми действиями, частыми простудами.

У подростков появляются социальные страхи. Они боятся и не умеют поддерживать дружеские отношения, замыкаются в себе, становятся нервными, раздражительными. Истерический плач от огорчения и дикий смех от радости — постоянные спутники ребенка. Неудачи приводят к депрессии, а достижения других воспринимаются как личная обида.

Внутренний мир «отличника»

Мы описали, внешние проявления «синдрома отличницы», но что происходит на более глубоком уровне? Опасность данного симптома в том, что он затрагивает систему ценностей человека. Благополучный человек, как правило, имеет определенные представления и себе, он хорошо осведомлен как о слабых, так и о сильных сторонах своей личности, у него устойчивая и адекватная самооценка. Он умеет учитывать свои положительные и отрицательные стороны. «Комплекс отличницы» блокирует эту возможность: самоценность подменяется мнением других, и это может приводить к тяжелым последствиям.

Представим, как действует человек, нуждающийся в одобрении со стороны. Что с ним происходит, когда он берется за новое дело? Таким человеком в первую очередь руководит страх негативной оценки со стороны других людей. Очень часто это останавливает человека, мешая ему достигать новых высот, осваивать новый опыт.

Артем, юноша 17 лет, со средней школы увлекался астрономией. По окончании школы он может поступить в университет, чтобы осуществить свою мечту. Для этого он много работал: изучал необходимые предметы, зарабатывал деньги на проживание. Однако его желания идут в разрез с планами родителей, которых он привык слушаться и не расстраивать. Они считают, что он должен освоить более практичную профессию: врач, инженер или что-нибудь подобное. Мальчик не может представить себе жизни без гармонии с родителями, но ничто, кроме астрономии, не манит его. Так он оказался в сложнейшей ситуации, боясь сделать выбор в пользу себя.

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств

Тогда внимание акцентируется на основном заболевании. Причины  

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы

Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Что такое синдром отличника

У каждого из нас был одноклассник, который стремился получать одни пятерки, быть всегда первым и лучшим во всем. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак.

Несмотря на название, этот синдром встречается не только у школьников, но и у взрослых. Наверняка среди ваших коллег есть такие. Они требуют от себя и других только идеального результата и не могут успокоиться, пока не достигнут его.

Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника:

• родители-перфекционисты, которые требуют от ребенка получать только высокие оценки и быть лучшим во всем;

• отстраненные родители, которые принимают минимальное участие в жизни ребенка, и таким образом сын или дочь через успехи в учебе стараются обратить на себя внимание;

• строгие педагоги, которые через повышенные требования к талантливым и способным детям формируют у них страх перед ошибкой и плохой оценкой.

Depositphotos

Характер ребенка с синдромом отличника

В чем же отличие ребенка с синдромом отличника от остальных детей?

• Ориентация на внешнее одобрение. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. Он болезненно реагируют на любую критику и постоянно нуждается в том, чтобы его хвалили.

• Страх перед неудачей. Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается. Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим.

• Избегание ошибок. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей. Такие дети (а потом и взрослые) стремятся избежать ошибок любой ценой. В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку.

Совет родителям

Воспринимайте школу как очередную ступень в жизни своего ребенка, которую нужно пережить. А своего сына или дочь нужно прежде всего любить, принимать и понимать, а не стремиться слепить из них идеального отличника — гения с прекрасным будущим. Чаще всего такая идиллическая картина так и остается в фантазиях родителей, а реальная жизнь все расставляет совсем по-другому.

Ребенок отличник – это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?

Пусть сын лучше будет успешным слесарем, чем средней руки юристом с престижным дипломом, а дочь пойдет по творческой стезе и займется фотографией или моделированием, и это будет приносить ей удовольствие и даже доход. Главное – не оценивать своих детей, а любить и уважать их.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Ребенок отличник – это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?
Чрезмерная опека ребенка родителями: благо или зло?