Ребёнок пережил психологическую травму. Как его поддержать?

Цель вторая. Работа с родителями. Что и как могут сделать родители?

Что психолог может посоветовать близким, если когда-то с ребенком или взрослым произошел неприятный эпизод, и они хотят максимально помочь хорошей психической реабилитации после этого эпизода? Очевидно, нужно как-то поговорить с человеком и дать разговориться, даже если это ребенок (тем более, если это ребенок). Если точно известно, что произошла сложная ситуация, близким людям полезно проявить уважение к эмоциональным реакциям, ответам на стрессовый фактор. Я могу предположить, что часто близкие люди действуют в отношении тех, кто попал в реально затруднительную ситуацию, используя тактики, привычные им с детства в отношении совсем другой категории опыта. Если они привыкли успокаивать слишком нервных родственников, им кажется, что по аналогии так же надо успокоить и тех, что пережил настоящий стресс. Такая тактика отрицает реальность переживаемого опыта, а мы знаем, что первая основа для реабилитации состоит в том, чтобы человек получил поддержку в реальности своего существования. В том числе, в реальности переживаемого опыта.
Как же разговаривать с ребенком после перенесенного стресса? Как разговаривать с ребёнком в ситуации, когда он непосредственно переживает стресс? Ответ прямой: признавать факт стресса и признавать весь спектр чувств, которые проявляет ребенок. Если в основе этих чувств лежит, кроме актуальности эмоционального ответа на текущую ситуацию, дополнительный неприятный эффект тревоги, порожденный ПТСР, то вдвойне необходима со стороны близких позиция уважения и принятия. Такое принимающее и феноменологическое действие создает платформу для раскрытия опыта и его переработки. Кстати, переработка может произойти и без помощи психолога. Например, если родители поддерживают спонтанность выражения чувств,  ребенок может выразить чувства во время спонтанной игры. Или он может во время ночного сна увидеть конкретно или в символической форме старый травматический эпизод. Часто сновидение само делает работу символизации, идентификации и отреагирования, оно может дать место и форму для работы завершения психикой незавершенных действий. Той работы, которую забыли сделать в дневное время. И тогда помощь психолога, к счастью, даже не потребуется.

Последствия психологической травмы

Неисцеленная психотравма, как снежный ком, «обрастает» все новыми слоями травмирующих событий и ситуаций. Они мелкие, малозначительные, и без основной психотравмы они даже не были бы замечены человеком. Но, накладываясь на основную психотравму, они могут стать источником клинических состояний. Посттравматическое стрессовое расстройство может способствовать ухудшению здоровья, уходу от активной социальной жизни человека.

Психологические травмы также способны приводить к неспособности строить отношения, причем на биологическом, органическом уровне, провоцировать психосоматические заболевания, неврозы, реактивные состояния.

Неотложная помощь после психологической травмы

Последовательность предоставляемой помощи сразу после травмирующего события должна быть приблизительно следующей:

  • обеспечение безопасности;
  • оказание медицинской помощи при необходимости;
  • оценка потребностей и проблем (еда, питьё, сон, согреться, провести гигиенические процедуры);
  • налаживание контакта с потерпевшим.

Если надо ослабить волнение, можно перейти на глубокое дыхание. Несколько минут подышать по схеме:

  • почти максимальный вдох;
  • небольшая задержка;
  • долгий медленный выдох.

Также ослабить негативную эмоцию можно следующей техникой:

  • осознать испытываемое чувство и сформулировать соответствующую фразу (например, «я боюсь, что собака нападёт»);
  • сосредоточившись на эмоции, произносить фразу, одновременно максимально быстро вращая глазами по дуге или по диагонали;
  • когда эмоция ослабнет, настроиться на позитивное чувство, и, произнося соответствующие слова («мне хорошо, я спокойна»), продолжать движения глаз, но медленно.

В первые часы и дни после психотравмы правило для человека, находящегося рядом с пострадавшим такое: наблюдай, слушай, направляй.

Следует наблюдать за изменениями в поведении ребёнка. Выслушайте, запишите его рассказ, чтобы потом предоставить информацию специалисту, лишний раз не беспокоя ребёнка расспросами.

Возвращайте пострадавшего в естественное русло жизни, обращайте его внимание на ресурсы, которые он может использовать, чтобы помочь себе

Цель первая. Как помочь ребенку и взрослому найти и завершить «незавершённые во время стресса действия?»

Общее направление работы состоит в том, чтобы проиграть ситуацию, найти в ней и подчеркнуть моменты персональной активности.  Концепция «незавершенных действий» предполагает, что любое остановленное действие (импульс) стремится к тому, чтобы восстановить свою форму (траекторию, силу, динамику). Например, если вас отвлекли от какого-то действия, в удобном случае вы почувствуете, что психика возвращает вас к нему почти автоматически. Даже если действие утратило свою полезность и свою актуальность. А что произойдет, если ситуация давно завершена, все участники ситуации разошлись по дорогам жизни, все контексты стали другими, а импульсы остановленных порывов, чувств или действий продолжают храниться в памяти и ждут удобного момента? Речь идет не о том, чтобы сделать по-другому, правильно или эффективно. Речь о том, что сами по себе, по физиологическому закону, нервные и двигательные импульсы продолжают быть «наготове». Чем тяжелее и сложнее была ситуация, тем больше разнонаправленных и сильных импульсов было у человека, который пережил стресс. Чем меньше с человеком разговаривали после ситуации («Может, как-то сам забудет, отвлечется»), тем больше, как легко догадаться, эти импульсы создают основу для недифференцированной тревоги. И тревога эта суммируется с событиями актуального времени, но никак не может найти своего  разрешения. И, в свою очередь, становится питательной средой для развития ПТСР.

Обучение

Дарья Александровна Фрейдинова
Авторская программа
Неврозы у детей и подростков. Диагностика, профилактика и психокоррекция.

Популярные статьи  Лучшие новогодние ритуалы, чтобы привлечь удачу в свою жизнь

Участвовать

Симптоматика ПТСР весьма разнообразна. Это навязчивые сновидения, повторяющиеся мысли о событии, телесные реакции, которые проявляются в особых условиях, неадекватные реальности по силе и форме аффективные реакции, навязчивости и многое другое. Например, неадекватная реакция девочки Маши на то, что автомобиль ехал быстро, могла указывать на старую травму и ПТСР.
 
Нужно помочь сначала выразить (не останавливая утешениями) страх и потом получить помощь «в духе Голливуда». Меня не будет смущать сказочная наивность завершения сюжета и тот факт, что в жизни все бывает жестко, не как в сказке. Если у ребенка или взрослого уже образовался «симптом», то это значит для меня как для консультанта, что ему действительно пришлось заблокировать часть своей творческой активности и часть своей спонтанности. Он уже живет и действует «ограниченно», метафорически выражаясь —  движется по жизни, как стреноженная лошадь по свободному полю. Поэтому призывать пострадавшего человека к пониманию того, что «жизнь — непростая штука, не бойся, терпи» — это дополнительно фрустрирующее послание от мира, которые ограничивает даже надежды нашего героя на освобождение.
Принцип терапевтической помощи людям, часть психической активности которых «застряла» в области «незавершенного действия»: признать, что переживания из комплекта стресса (страх, агрессия) должны получить свободу для небольшого по амплитуде, но однозначного выражения. Тормозящим фактором будут утверждения со стороны близких людей: «Не надо бояться, все будет хорошо»; так как они намекают человеку, что его спонтанные инстинктивные чувства в ситуации являются нежелательными и неправильными. Если терапевт помогает найти форму и выразить истинные разноплановые чувства, относящиеся к ситуации травмы, это, как ни странно, помогает разрядиться старому напряжению. Хотя чувства проявляются «негативные» и «неприятные».

Симптомы и признаки

Разные люди по-разному реагируют на эмоциональное давление. Поэтому единственно верных и правильных реакций на стресс не существует. Клиническая картина сильно отличается в зависимости от обстоятельств травмы и личностных особенностей пациента.

Важно понимать, что единственно верной реакции не существует, все неприятные эмоции, возникающие после травмы – это нормально, это индивидуальный ответ организма на стресс. Выделяют такие симптомы в эмоциональной сфере:

Выделяют такие симптомы в эмоциональной сфере:

  • Потеря веры в себя или в справедливость окружающего мира.
  • Шок и отвержение.
  • Попытки отгородиться от окружающих.
  • Ярость, злость, раздражение.
  • Немотивированные скачки настроения.
  • Чувство вины, стыда, попытка принять вину на себя.
  • Растерянность.
  • Снижение когнитивных функций, невнимательность, нарушенная концентрация.
  • Немотивированные страх и тревога.

Также у психологической травмы есть физические проявления:

  • Бессонница, нарушение сна. Частые кошмары. Возможна повышенная сонливость.
  • Учащенное сердцебиение, дискомфорт в области сердца.
  • Боли различной интенсивности и локализации, не связанные с имеющимися соматическими заболеваниями.
  • Хроническая усталость, утомляемость даже от легких дел.
  • Постоянное напряжение в мышцах.
  • Тремор, неаккуратность, нарушение координации.

Все эти симптомы продолжаются от нескольких дней до нескольких месяцев. Они постепенно утихают вместе с проработкой травмы. Особенность эмоциональной травмы в том, что даже когда кажется, что все прошло, неприятные воспоминания могут всплывать и вызывать ретравматизацию.

Пациентам и их близких важно понимать, что горе – это естественная реакция на психологическую травму. Нужно разрешить себе испытывать неприятные чувства и перестать винить себя

То же нужно сделать близким, поддержка окружающих очень важна при лечении.

Наши врачи

Ребёнок пережил психологическую травму. Как его поддержать?

Сейку Юрий Викторович
Врач — психиатр, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 47 лет
Записаться на прием

Ребёнок пережил психологическую травму. Как его поддержать?

Ластовкина Валерия Валерьевна
Врач психиатр
Стаж 4 года
Записаться на прием

Ребёнок пережил психологическую травму. Как его поддержать?

Богданова Наталия Ивановна
Врач психиатр, психотерапевт
Стаж 20 лет
Записаться на прием

Ребёнок пережил психологическую травму. Как его поддержать?

Иванова Татьяна Семеновна
Врач психиатр, врач высшей категории
Стаж 26 лет
Записаться на прием

Поводы для обращения к врачу

Восстановление может потребовать некоторое время. Количество времени – индивидуально и зависит только от личностных особенностей самого пациента. Есть случаи, в которых без помощи специалиста не справиться. К ним относятся:

  • Неприятные ощущения не проходят в течение нескольких месяцев, отрицательные эмоции не утихают со временем.
  • Эмоциональное подавленное состояние влияет на работу и отношения в семье.
  • Возникает страх близости, из-за чего рушатся отношения с окружающими.
  • Наблюдаются физические симптомы.
  • Наблюдается реакция избегания: пациент сознательно или бессознательно сторонится дел и ситуаций, которые напоминают о событиях травмы.
  • Пациент использует алкоголь, курение или наркотики, чтобы избавиться от гнетущих эмоций.

В процессе лечения специалист предлагает снова столкнуться с событиями травмы и окончательно их проработать. Лечение занимает некоторое время. К сожалению, избавиться от неприятных ощущений самому «усилием воли» нельзя. Помогут только время и работа со специалистом. Терапия проходит в несколько этапов:

  • Проработка травматичных воспоминаний, чувств, эмоций.
  • Проработка физических симптомов, обучение контролю над физической реакцией на стресс.
  • Обучение эмоциональному контролю.
  • В ряде случаев необходимым является подключение психофармакотерапии. При этом назначаются мягкие, «щадящие» препараты, которые не оказывают отрицательного влияния на повседневное функционирование и не снижают работоспособность, к которым не формируется «привыкание» и не развивается «синдрома зависимости». Наши специалисты подробно обсудят с пациентом все возможные нежелательные эффекты, которые могут возникнуть и учтут индивидуальные особенности и предпочтения пациента.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • Паническое расстройство

История Джона

Вот история одного такого пациента, рассказанная Питером Левином. Джон упал в детстве со своего велосипедика: не справился с управлением и врезался в дерево. На мгновение он потерял ориентировку в пространстве. Тут же подбежала мать, подхватила его, успокоила и снова посадила на велосипед, сказав: «Молодец, что не ревешь!» Никто из взрослых тогда не понял, как сильно Джон испугался.

Происшествие тут же забылось. Но вот однажды, спустя годы, Джонни ехал с женой и детьми в автомобиле. Увидев приближающуюся машину, он отклонился, чтобы не столкнуться с ней, и замер в ступоре. К счастью, другой водитель удачно сманеврировал, и катастрофы удалось избежать. Через несколько дней, утром, когда Джон ехал на работу, у него бешено заколотилось сердце, ладони сделались липкими. Ему очень хотелось остановить машину и убежать от нее подальше, но он брал себя в руки, успокаивал («Я же не сумасшедший!»), и постепенно его состояние пришло в норму. Однако смутное, навязчивое, неприятное чувство не оставляло его весь день. Возвратился он домой в тот вечер без происшествий, и чувство опасности ушло.

Популярные статьи  Психология цвета: узнай, о чем говорит твой выбор

На другое утро Джон нарочно выехал из дома пораньше, пока на дороге было свободнее, а после работы вечером нарочно задержался, обсуждая дела с коллегами. Вернулся домой не в духе, поссорился с женой и наорал на детей. Лег рано, посреди ночи проснулся в поту – ему приснилось, что машина потеряла управление. Остаток ночи промучился…

В данном случае, как и во всех остальных, спусковым крючком, приводящим в действие отложенную реакцию на травму, служит незаметное и, на первый взгляд, не очень значительное событие.

Получил ли ребенок травму?

Мы читаем у Питера Левина, что любое необычное для данного ребенка поведение вскоре после опасного эпизода может говорить о том, что ребенок травмирован. К таким проявлениям психической травмы могут быть отнесены гневные вспышки, неконтролируемые приступы ярости, гиперактивности, страхи, повторяющиеся ночные кошмары, метания во сне, ночное недержание мочи, невнимательность на уроках, забывчивость, избегание людей и, наоборот, навязчивость, всяческие боли неизвестного происхождения, застенчивость, агрессивность…

Что произошло с Олегом?

Как раз тогда, когда мальчик полюбил отца, стал строить себя по его образу и подобию – как подсознательно делают все мальчики (а девочки выбирают своим Идеалом маму) – он потерял отца. Ему не с кого стало брать пример, создавать себя как личность.

Кроме того, мать допустила одну очень распространенную ошибку. Дети неосознанно воспринимают себя как часть родителей. Ребенок биологически состоит из мамы и папы, и оба для него одинаково важны. Свою целостность, свой образ он воспринимает через них. Отказаться от одного родителя в пользу другого – все равно, что отказаться от части себя. Например, объявить правую половину тела хорошей и нужной, а левую – отвратительной, и пользоваться только правой. Абсурд, скажите вы, это невозможно. Вот и ребенку приходится как-то обходиться с невозможностью отторжения отцовской части себя и одновременно – с требованием матери это сделать. «Ты такой же, как отец!» — это почти что приговор в ее устах.

Вырасти в гармоничную личность в этом случае у ребенка вряд ли получится, хотя он будет стараться, очень стараться соответствовать ожиданием матери, чтобы сохранить связь и отношения хотя бы с ней. Но подсознание будет включать другие механизмы – копирование привычек, черт характера и даже судьбы того родителя, которого требуется отторгнуть, забыть. Так уже устроены механизмы защиты, призванные сохранять нашу целостность.

Огромный внутренний конфликт, не имеющий решения, может приводить к самым разным последствиям. В том числе, к «надлому» формирующейся личности. К попытке защититься от тех внутренних переживаний, от которых у ребенка нет спасения, потому что нет понимающего взрослого. Так возникает агрессия.

Кроме того, внутренний мир ребенка становится неустойчивым, зыбким. Ему не на что опереться внутри себя. Он не чувствует в себе уверенности, внутреннего стержня, который помогал бы в общении с разными людьми, в сложных ситуациях

Все это есть в истории Олега, в его чувствах, в его мыслях. Мужчине вместе с психологом пришлось проделать длинный путь по формированию идентичности, понимании себя, умении опираться на свои чувства, осознании истоков своей агрессии.

Отторжение матерью бывшего мужа привело к тому, что Олег начал отторгать в себе все мужское. Поэтому мужские качества: собранность, контроль над собой и мн.др. – у него вырабатываются трудно.

Приступы ненависти к миру и людям – это и возмущение, протест. В то же время это проявление мужской и человеческой слабости. Это гнев – на себя (почему я не такой, каким хочу и должен быть?!), но он переносится на других.

Муж, который стал сыном

Владимир и Елена вместе уже много лет. Их романтические отношения завязались еще в средней школе. В то время, ребятам казалось, что они обрели свое счастье. Оба нуждались в заботе и поддержке. Елена родом из многодетной семьи, в которой мать разрывалась между зарабатыванием денег и воспитанием детей. Отец был алкоголиком, бывал в тюремном заключении за неуплату алиментов. Его не стало, когда Елене исполнилось 17 лет. Девочка выросла недолюбленной и мечтала о создании дружной семьи. Тогда на пути Елены и встретился Владимир, который тоже недополучил родительского тепла. По мнению молодого человека, мама и папа больше любили его родного брата. По большому счету, встретились два одиночества, которые решили связать свои судьбы. 

Уже с 19-ти лет Владимир серьезно пристрастился к выпивке. Елена все списывала на юность и надеялась, что любимый мужчина вскоре одумается. Володя часто употреблял алкоголь, но редко напивался до бессознания. Этот факт частично успокаивал Елену. Верная подруга терпеливо ждала, когда ее мужчина завяжет с гуляниями. По всем законам жанра, чудесного перевоплощения не случалось. В итоге Владимир не только знатно выпивал, но и начал играть на деньги. После каждого загула или проигрыша, несчастный шел на поклон к своей половине, а она его сразу же прощала. Виновник обещал, что бросит пить и займется своим перевоспитанием. Время шло, но никаких положительных изменений не наблюдалось, напротив, Владимир начал проявлять черты домашнего тирана. Бить вторую половину он не осмеливался, а вот сцены неадекватной ревности закатывал с завидной регулярностью. На людях вел себя скромно и воспитанно, а вот наедине истязал возлюбленную необоснованными подозрениями. Он ограничил круг общения Елены, запретил делать макияж и маникюр. 

Популярные статьи  Как замедлить старение кожи и выглядеть значительно моложе своего возраста

Марии требовалась помощь психолога

Девушка обратилась к университетскому психологу. В учебном заведении студенты могли получить 5 бесплатных сессий. На приеме Маше было неуютно, поскольку помимо специалиста присутствовал практикант. За время бесплатных сеансов ей удалось лишь чуточку раскрыться. Позже ей предложили посещать платные приемы. Девушка была вынуждена отказаться, поскольку денег в семье не хватало. Поддержкой для девушки на сегодняшний день являются мама и ее молодой человек Степан.

Марии удалось не пойти по стопам отца, но комплексы, которые она приобрела за прожитые годы лежат тяжелым грузом на сердце. Она не может привыкнуть к доверительным отношениям с мужчиной и постоянно ждет подвоха. Степана в свою очередь пугает, что его возлюбленная не представляет как вести себя в здоровых отношениях, ведь она годами была свидетелем токсичной связи. Марию пугает отсутствие скандалов и стабильное спокойствие. Маша и Степан уже четыре года находятся в отношениях. Девушка только теперь делает первые шаги к своему психологическому выздоровлению. Она только в процессе избавления от всеобъемлющего чувства вины, которое сопровождало ее с самого детства. Мария не умеет правильно выражать свою любовь к Степану и постоянно сомневается в его чувствах. Такое происходит из-за отсутствия примера здоровых отношений. 

Муж-алкоголик уничтожил самооценку супруги

Владимир не просто оскорблял жену, он хотел сделать ей очень больно, чтобы та окончательно разуверилась в себе и не вздумала уйти от него. Кому нужна страшная, толстая и совсем не молодая женщина? Стоит отметить, что на тот момент вес изможденной Елены составлял всего 45 кг. Супруг неоднократно поднимал руку на мать своего ребенка, издевался и унижал. Однажды, уже подросшая Маша, спросила у матери: “Ты себя хоть немного уважаешь?” В тот момент Елена поняла, что так больше нельзя. Она объявила мужу, что собирается подавать на развод. Владимир ответил, что ему все равно. Разъехаться не удалось. С тех пор Маша и ее родители живут словно соседи в одной квартире. Елена спокойно относится к похождениям Владимира, а он не упускает возможности пожаловаться на судьбу и на ошибочный выбор второй половины. По мнению мужа-алкоголика, жена его никогда не любила. 

Свадебный конфуз стал первым сигналом беды

На второй день свадебных гуляний Владимир напился до такого состояния, что не смог выйти в туалет. Жених справил большую нужду прямо в комнате. Елене пришлось убирать за новоиспеченным супругом, хотя тот позже изо всех сил отрицал произошедшее. Невеста была шокирована, но не только этим. За пару дней до свадьбы Володя впервые ударил будущую жену. Они поссорились, и он решил поставить ее на место самым простым для него способом. Она хотела уйти, да только некуда. Пришлось перетерпеть обиду и жить как прежде. 

В скором времени у семейной пары родилась дочь Маша, которую мы уже встречали в начале повествования. Елена занималась воспитанием девочки, выполняла всю домашнюю работу и трудилась на производстве. С каждым годом требовательность мужа росла. Елена привыкла к строгости супруга и беспрекословно выполняла его указания. По словам Елены, недолгое время у них был довольно хороший период. Владимир начал пить реже, примерно один раз в месяц. Они проводили вместе время и занимались ребенком. Им даже посчастливилось отправиться в отпуск. Ей казалось, что мужу удается побороть свою зависимость, но позже надежда испарилась. Дочь подрастала, а Владимир вновь основательно взялся за бутылку. После очередного запоя, женщина предложила супругу закодироваться, на что получила массу негатива. С тех пор ситуация только ухудшилась. Эти отношения отравляли жизнь Елены и ее дочери на протяжении многих лет. 

Детские психологические травмы и их последствия

Современные психологи считают, что одно из самых разрушительных последствий детской психологической травмы — это заниженная самооценка. Взрослые, которые пережили серьёзную психическую травму в детстве, с большей вероятностью разовьют у себя мышление жертвы.

Принятие этой идеологии невероятно опасно. То, как взрослые люди воспринимают себя, влияет на их слова, выбор, карьеру, поведение, возможности и отношения. Люди, искренне считающие, что мир стремится подавить их, что мир крайне опасен, неизбежно будут привлекать ситуации и людей, которые поддерживают эти убеждения, независимо от того, насколько они неверны.

Мышление жертвы — не единственное последствие детской психологической травмы. Люди, с которыми плохо обращались в детстве, также могут стать пассивными и зависимыми. Обычно это проявляется в неспособности к самовыражению, самозащите и сдерживанию эмоций.

Такие индивидуумы всегда и во всём соглашаются с другими, боятся проявлять свои чувства, особенно негативные, не говорят о своих истинных желаниях даже себе. Данное поведение привлекает паразитических и токсичных личностей, которые с удовольствием эксплуатируют и используют человека с мышлением жертвы.

Особенно опасно такое мышление и поведение для женщин. Женщины, которые всё ещё борются с неразрешённой детской психологической и душевной травмой и перенимают вышеприведённые модели поведения, чаще привлекают партнёров или супругов, склонных к насилию.

Жестокие отношения, насилие в семье и токсичные отношения— это не то, с чем можно мириться и жить. Многие погибают в результате неспособности выходить из таких отношений

Соответственно очень важно понимать, как проработать детские травмы так чтобы они не привили к необратимому последствию.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Ребёнок пережил психологическую травму. Как его поддержать?
Как реагировать на агрессию и жестокость ребенка