8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку

Содержание

Какое значение имеет слово «нельзя»

В возрасте 6–8 месяцев малыш слышит своё первое «нельзя». Родители уже не могут контролировать все действия
ребёнка, который научился ползать и активно исследовать обстановку. Поэтому они вынуждены говорить «нет». Однако
запрещать стоит только в случае, когда действие угрожает его безопасности или безопасности окружающих. После
трёх лет, когда малыш уже понимает разницу между рисованием в альбоме и на обоях, запреты можно
конкретизировать.

От количества запретов зависит личность ребёнка в будущем. Безусловно, ограничения должны присутствовать в жизни
ребёнка, но злоупотреблять ими не стоит.

Есть самостоятельно

Будет проще, чище и быстрее, если ребенка накормит мама. Но орудовать ложкой самому — это первые шаги к самостоятельности, поэтому не стоит пресекать это стремление. Кроме того, даже это привычное для взрослых действие положительно влияет на развитие детской моторики.

2. Не доедать

Вы хотите, чтобы в будущем у вашего ребенка не было проблем с лишним весом? Тогда этот совет нужно обязательно соблюдать. Детский организм сам знает, что и сколько нужно съесть. Чтобы не выработалась привычка переедать, пусть малыш сам регулирует размер необходимой ему порции.

3. Помощь родителям

Многие родители не доверяют малышу помощь по дому, так как боятся, что он может разбить что-то, разлить или не донести до пункта назначения. Все это приводит к тому, что ребенка постоянно одергивают и контролируют

А спустя время мамы недоумевают, почему ребенок ничего не делает? Каждому малышу очень важно чувствовать себя значимым и нужным. Также каждый ребенок нуждается в родительской похвале

Поэтому будьте чуть снисходительнее к своим детям, и они обязательно научатся всему, когда почувствуют, что их стремления ценят.

4. Совершать ошибки

Малышу нужно дать возможность попробовать свои силы: что-то получится сделать правильно, а что-то с первого раза не выйдет. Только так ребенок поймет, к чему нужно стремиться, а чего стоит избегать.

“7 главных ошибок в воспитании, вызывающих у детей комплекс неполноценности

5. Выдумывать небылицы

Детские фантазии и выдумки — это естественный процесс, который способствует развитию правого полушария, отвечающего за память, эмоции, интуицию. Поэтому родителям стоит проявить интерес и поддержать детскую игру, но в пределах разумного.

6. Иметь свое мнение

Ребенок — маленькая личность, у которой есть своя собственная точка зрения, и он имеет полное право ее высказать. Научившись делать это с ранних лет, уже будучи во взрослой жизни вашему ребенку будет легче отстаивать свои права в общении с окружающими людьми.

7. Рисовать и пачкаться

Довольно часто детям не дают в руки краски, чтобы они не пачкались сами и ни в коем случае не испачкали что-то в доме. А можно поступить иначе: приобрести безопасные водорастворимые краски, выделить специальное место и одежду для творчества и пусть малыш рисует! Рисунок — способ проявления фантазии, воображения и эмоций, которые порой не выразить словами.

8. Шуметь, баловаться, бегать

Детская активность — способ выражения эмоций, способ расслабиться и выплеснуть скопившуюся энергию. Безусловно, это касается лишь тех мест, где такое поведение уместно, например, дома. А если решите подурачиться вместе с ребенком, возможно, это отложится в его памяти как один из приятных моментов из детства.

9. Отводить душу на детских площадках

Каждому ребенку просто необходим выплеск энергии, поэтому лучше делать это на детской площадке, где минимален риск получения травмы. Пусть малыш учится быть аккуратным и внимательным.

10. Играть с водой

Вода — источник счастья и открытий. Игры с водой вызывают восторг у всех детей, поэтому не нужно лишать их удовольствия побаловаться с брызгалкой летом. Кроме того, почему бы и родителям не вспомнить детство и не принять участие!

11. Держать хрупкие вещи

Нужно быть рядом и объяснить, как обходиться с таким предметом: его можно потрогать и рассмотреть, но потом очень аккуратно положить на место. Иначе ребенку будет сложно научиться беречь предметы, не понимая, что они хрупкие.

Если запретов будет слишком много, они потеряют свое позитивное значение и начнут тормозить развитие ребенка, лишая удовольствия от знакомства с окружающим миром. Малыш станет неуверенным и зависимым. Нужно разрешать малышам побегать под дождем и попрыгать в луже, пересыпать крупу из миски в миску, поиграть с клубками ниток — именно так растут счастливые и любознательные дети.

Что запрещать ребенку

Чаще всего дети склоны к протесту, когда на из просьбы и желания, а главное их «хочу» говорят «нет» или «нельзя».

В такие моменты у любых запретов для детей должно быть объяснение, о котором мы благополучно забываем. И ребенок не услышав причину запрета, протестует еще больше. И соответственно природное любопытство и принципа «запретный плод всегда сладок», все равно будут жаждать проверить почему «нельзя», и что будет, если попробовать. Именно это дает повод говорить о причине запрета для своих детей и последствиях его нарушения

Когда начинать ставить запреты?

Запрещающие слова ребенок начинает понимать в возрасте 6-8 месяцев. И в этом же возрасте начинает просыпаться любопытство малыша с большей силой. Т.е. есть необходимость запрещать что-то. И не ради самого запрета, а ради безопасности малыша, так как контролировать каждое действие крохи как раньше уже не получится.

Но прежде чем прийти к запретам в воспитании, стоит учесть ряд правил, которые вам помогут и когда ребенку буде 2 года, 5 лет, 10.

Почему родители запрещают детям, подросткам какие-то вещи?

8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку
Почему родители что-то запрещают?

Родители часто запрещают что-то делать своим детям, особенно подросткам. У них родительские запреты воспринимаются особенно остро и они стараются во всем сделать наперекор. Почему родители запрещают детям какие-то вещи? Стоит ли считать родителей злыми, или что они не любят своего ребенка? На самом деле, каждый родитель всегда старается сделать как лучше. И есть несколько причин, почему он старается запретить какие-то дела или вещи:

  • В первую очередь, родители всегда думают о безопасности ребенка. Слишком откровенная одежда может понравиться не только одноклассникам, но и маньякам. Так что не стоит гулять в темное время суток в слишком короткой юбке.
  • Поступки родителей всегда подкреплены доводами разума, а также личным опытом. Взрослые уже нашли свое место в жизни и теперь пытаются помочь найти его ребенку.
  • При запретах родители всегда думают о пользе для ребенка. В данном случае имеется ввиду запрет курения, выпивки, поздних прогулок.
  • Родители всегда участвуют в формировании характера детей, потому что считают себя ответственными за это. От характера, который сложится у подростка, зависит его дальнейшая жизнь. Родителям всегда хочется, чтобы дети жили лучше или хотя бы такие же как они. А если ребенок окажется в плохой компании, то жизнь он себе может сломать. Никто такого не желает.
  • Родители держат в «рамках» детей, потому что нельзя жить во вседозволенности. Абсолютная свобода в обществе невозможна. Со временем ребенок это поймет.

Дети всегда стремятся нарушать запреты родителей. И это вовсе не глупость, а просто незнание жизни. Если так происходит, значит ребенку пока еще нужна опека. Чем более осознаны действия, тем меньше опеки требуется.

Что можно и нужно запрещать ребенку: 8 полезных запретов

Много запретов — это плохо!

Хотелось бы сразу предупредить родителей, что дети очень быстро привыкают к слову «нельзя!». Если вы постоянно будете запрещать ребенку то одно, то другое – он просто перестанет реагировать на запреты. Слишком много «нельзя» приводит к мысли «что все можно». А у особо впечатлительных детей даже может возникнуть фобия – ребенок будет бояться, что-то сделать «не так». Такие дети вырастают инфантильными и безынициативными.

Популярные статьи  Что такое чувство ответственности с точки зрения психологии

Детские психологи рекомендуют запрещать только то, что ребенок категорически не должен делать ни при каких обстоятельствах.

Что нужно запрещать ребенку?

  1. Без разрешения убегать от мамы.
  2. Уходить с незнакомыми людьми, что бы они не сулили – прокатить на красивой машине, подарить интересную игрушку, показать собачку и т. д.
  3. Драться и обижать других детей, животных, пожилых людей, инвалидов и т. д. Этот запрет требует детального разъяснения — почему нельзя? Впрочем, как и все другие запреты. Психологи рекомендуют завести домашнего питомца, которого ребенок будет оберегать, за которым ему придется ухаживать.
  4. Залезать на подоконник, играть на проезжей части, пытаться что-либо запихнуть в розетку, приближаться к огню, брать из аптечки таблетки и т. д. Родители должны проводить с ребенком в игровой форме небольшие уроки по ОБЖ, показывать ему соответствующие фильмы и в обязательном порядке разъяснять к каким последствиям могут привести те или иные действия. Полезные советы как научить детей основам безопасности, вы найдете в ряде статей на нашем сайте в разделе Безопасность. Там вы найдете, например, какие нужно соблюдать правила безопасности во время прогулки в лесу.
  5. Брать чужие вещи без спроса. Родители должны объяснить ребенку, что нельзя в супермаркете брать все подряд, нельзя в песочнице присваивать чужие игрушки, в детском саду одевать чужую, понравившуюся одежду и т. д. Ни в коем случае не надо ругать малыша, ему нужно спокойно и детально разъяснить – почему это плохо.
  6. Быть невежливым. Нужно с детства научить ребенка говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д.
  7. Кричать, требовать и закатывать истерики, если ему отказали в просьбе что-либо купить или дать. Объясните ребенку, почему криком и слезами он ничего не изменит. Каждый отказ – подробно аргументируйте.
  8. Бросать фантики, бумажки на улице, сбрасывать с балкона любые вещи и игрушки. Сбрасывая вещи с высоты, можно нанести вред здоровью других людей. Покажите ребенку улицу весной, когда из-под снега начинает оттаивать мусор, наверняка эта неприглядная картина убедит малыша, что фантики нужно выбрасывать в урну.

Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам. Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме

Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди

А это очень важно для счастливой жизни маленького человека

3.

Помогать родителям
Когда маленький ребенок изъявляет желание помочь родителям, в ответ он чаще всего слышит отказ. Мама боится, что сын или дочь не справятся: разольют, разобьют. И вообще случится непоправимое. Разрешайте своему ребенку помогать вам в домашних делах. Иначе, спустя лет пять будете жаловаться на детей, которые не помогают по дому. Эта привычка приобретается с малого возраста. Если после такой «помощи», вам придется все переделывать, не нервничайте. Поблагодарите ребенка за помощь. Пусть он гордится собой. Не бросайтесь сразу же перемывать посуду или заново пылесосить

Постарайтесь переделать все так, чтобы не привлекать внимание ребенка. Не говорите, что он плохо выполнил работу

Постепенно ребенок научится делать домашние дела качественно.

Что нельзя запрещать ребенку: 5 вредных «нельзя»

Мы, конечно, не в Японии, но все же и у нас есть вещи, которые ребенку нельзя запрещать.

  1. Пытаться самостоятельно есть. Безусловно, проще и быстрее накормить ребенка самому, но…. Не лишайте ребенка возможности делать первые шаги к самостоятельной жизни. Помните, что футболку, платье выстирать не так уж и сложно. А вот самостоятельно донести полную ложку до рта – проблема более серьезная. Во время этого процесса малыш приучается к ответственности и максимальной усидчивости.
  2. Оказывать помощь маме во время уборки. Конечно же, уборка продлится намного дольше, но… Ребенок почувствует себя взрослым и нужным. Ничего если он разобьет тарелку или чашку, неся их в мойку, зато он вырастит вашим помощником – опорой.
  3. Отказывать ребенку в самовыражении. Малыш любит рисовать – замечательно. Но он любит рисовать на стене в гостиной? Ничего страшного, прикрепите на стену большой лист ватмана и дайте возможность маленькому художнику создать свой «черный квадрат». Ваше чадо обожает «помогать» вам стряпать? Купите малышу пластилин – может из него выйдет новый Эрнст Неизвестный. Помните, именно в детстве открываются все наши таланты.
  4. Бурно выражать свои эмоции. Малыши любят бегать, визжать, кричать, веселиться. Не запрещайте ребенку выражать бурно свои эмоции. Когда еще это можно будет сделать, если не в детстве. Конечно, в присутственных местах малыш не должен прыгать на шею постороннему мужчине и просить того побыть его лошадкой. Но дома позволяйте ребенку расслабляться.
  5. Иметь свое собственное мнение. Если ребенок не хочет надевать именно эту футболку, которая вам кажется самой подходящей, не заставляйте его это делать. Прислушайтесь к его мнению. Это повысит его самооценку, и он почувствует себя абсолютно взрослым. Ребенка не устраивает, как вы хотите расставить игрушки в его комнате, дайте ему возможность расставить их по своему усмотрению. Помните, ваш ребенок – личность и он вправе иметь свою точку зрения на все происходящие события.

Уважаемые родители, любите своего ребенка, чаще хвалите, обнимайте и целуйте малыша. Дети очень ранимы и зависимы от вас. Помните, накричать и обидеть ребенка в этой жизни найдется кому. Ваша задача дать ему как можно больше любви и внимания. Только тогда он вырастет сильным, уверенным, любящим, добрым человеком. А вы для него на всю жизнь останетесь самыми замечательными родителями.

«Ни одна нормальная девушка не будет курить»

Значимость мотива для подростка, и, как следствие, значимость работы с мотивом, ярко видна на следующем примере: «Когда мне было 11 лет, я попала в компанию подростков 14-15 лет

Мне было безумно приятно, что такие взрослые ребята обращают на меня внимание. В этой компании были, в основном, мальчики, и все они курили

Естественно, мне тоже захотелось попробовать и я стала регулярно покупать сигареты и курить. Мне нравилось быть как все в этой компании, быть взрослее. Конечно, мои родители заметили, что я курю. Что они только не придумывали…. Не отпускали меня гулять, не давали денег, обижались на меня, наказывали, пытались подкалывать, называя курилкой – всё было бесполезно, родители никак не могли повлиять на меня. Так продолжалось несколько месяцев.

Как-то я поехала с родителями в гости к тёте. Её сыну, моему двоюродному брату, было около 20 лет, и он был для меня авторитетом. Раньше мы с ним не разговаривали личные темы, а тут вдруг разговорились. Он мне сказал, что ему очень нравилась одна девушка, но она курила. Он отзывался о курении с отвращением и сказал: «Ни одна нормальная девушка не будет курить». Его слова настолько повлияли на меня, что вскоре я перестала курить».

Итак, задача взрослого в ситуации проступка выяснить мотив его совершения. Если ребёнок не называет мотив (Отвечает: «Я не знаю»),  то возможно, он стесняется признаться, ведь многие из мотивов имеют отрицательный смысл с точки зрения этики, или сам не до конца осознаёт, почему сделал именно так. Не соглашайтесь, когда ребёнок говорит, что он сделал это «просто так», что никакого мотива нет: у всего есть свои причины. Одной из задач работы с ребёнком может стать продвижение ребёнка в понимании себя, в осознанности собственных действий. Для этого Вы выдвигаете гипотезу о возможном мотиве действия ребёнка и обсуждаете с ним её вероятность. Определив и осознав мотив, Вы начинаете с ребёнком оценку мотива: является ли он социально приемлемым, нужно ли ещё совершать проступки или поступки ради этого мотива.

Популярные статьи  Маркетинг игорного бизнеса: чем привлекает клиентов заведение

Рассмотрим ситуацию проступка на конкретном примере.

Вам захочется согласиться с тем, кто на вас кричит?

Представьте, что вам кричат: «Ты что? Совсем сдурела что ли? Чем ты думаешь? Ты нормальная или нет? Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду!!  Я оставлю здесь тебя! Поняла?»

Что вы почувствуете? Какая будет ваша первая реакция на эти слова?Скорее всего, вам захочется спрятаться, съежиться, искать защиту, вы испугаетесь, сердце забьется учащенно, вам захочется убежать от того, кто на вас так кричит. И вряд ли вы будете в ответ обдумывать свое поведение, внимательно вслушиваться, анализировать.

8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку

Кажется, что пример немного утрированный? Но многие родители, которые иногда срываются и кричат на детей, согласятся, что он вполне реалистичный. В порыве эмоций, от злости, раздражения и усталости, от собственной беспомощности можно накричать очень обидных и грубых слов.

Захочется ли вам согласиться с тем, кто на вас кричит? Понять, чего он хочет? Думаю, что нет.

Посмотрите на примеры ситуаций-триггеров, которые могут провоцировать родителей на автоматические реакции крика и ругани: 

– Когда ребенку несколько раз повторяешь, а он не слушается.– Когда он делает что-то, заранее зная, что это делать нельзя.– Тянет время.– Не соблюдает правила.– Не хочет заниматься, умываться, ложиться спать, убираться.– Сильно настаивает и хочет чего-то, когда вы заняты.

Думаю, вы легко можете вспомнить такие ситуации в вашей жизни.

Что запрещать?

Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда. У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться). Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.

Как устанавливать правила и запреты

Запреты вида «нельзя, потому что ты еще маленький» не работают, а только обижают малыша, подрывают его уверенность в себе и своих способностях. Ему непонятно, почему ему нельзя, а маме и папе можно. Ребенок будет стремиться нарушить запрет, сделать назло родителям, доказать, что он тоже может.

Чтобы ребенку стало понятно, почему нельзя трогать те или иные предметы, совершать определенные действия, нужно объяснять. Электричество, огонь — это очень нужные вещи

Но с ними нужно обращаться осторожно. Если не соблюдать правила, то может ударить электричество, обжечь огонь

Если мама и папа не будут соблюдать правила обращения с огнем, он обожжет и их тоже. Есть правила и запреты для всех, а не только для детей.

Наказания — бессмысленны. Если ребенка наказывать, когда он пытается дотронуться до горячей плиты или прикоснуться к розетке, то опасность будет ассоциироваться у ребенка с родителем. Франсуаза Дальто приводит в пример своего сына, который после удара током из розетки сказал: «Там папа». А потом еще долго показывал на розетку и говорил: «Папа там». То есть ребенку кажется, что это его не ток ударил, а папа. Ведь это он приказывал не трогать розетку, вот и наказал за нарушенный запрет.

Покажите, как нужно и можно. Ножницы можно трогать, аккуратно. Это значит сесть за столик рядом с мамой и без лишних резких движений отрезать кусочек бумаги. Когда отрезал, нужно положить ножницы на место. Теперь снова можно бегать. Мама и папа тоже режут аккуратно, ведь они острые

Мама и папа тоже могут порезаться, им тоже будет больно, если они не будут обращаться с ними осторожно. Мама уже много раз резала ножницами, она знает, как с ними обращаться, поэтому она посидит рядом и подскажет, как правильно

Ребенок получил опыт обращения с острым предметом, он понял, как его использовать, он понял, что взрослые обращаются с ним так же, что правила есть для всех. Мама и папа рядом чтобы помочь ему, а не наказать и запретить.

Дайте ребенку прожить ситуацию самостоятельно в облегченном виде. Многие дети очень не любят теплую одежду. Родители кутают их, боясь, что ребенок простудится и заболеет. Каждая просьба надеть шапку или теплое пальто сопровождается истериками. Однако если бы ребенок мог выйти в прихожую или на балкон без одежды хотя бы на несколько минут, он бы понял на своем опыте, что без теплой одежды может быть холодно. Он бы замер, забежал в дом, отогрелся. Тогда мамины слова «Ты замерз, потому что на балконе холодно. Поэтому я просила тебя надеть куртку» приобретают конкретный смысл.

Конечно, если возникает опасность для жизни ребенка, тут не до разговоров. Нужно срочно оттащить ребенка от розетки, отнять нож, снять с подоконника. Но потом вместо наказаний гораздо эффективнее поговорить с ребенком и объяснить ему, с какой опасностью он столкнулся и что вы тоже так не делаете. Объясните так, как понимаете сами, как чувствуете. Только настоящие, понятные самим взрослым правила принимает ребенок. Это касается любых запретов.

Как правильно запрещать что-то ребенку: советы психолога

Как правильно запрещать что-то ребенку? Чтобы родительские запреты ребенок не игнорировал, а воспринимал, важно придерживаться нескольких правил:

  • Аргументируйте. Обязательно объясняйте, почему вы что-то запрещаете. Ответ просто потому, что вы так сказали или потому что нельзя здесь не работает. Вы должны четко объяснить, почему вы так делаете и что может быть в случае, если ребенок не будет слушаться.
  • Объективность. Все подряд запрещать не надо. Дайте ребенку свободы, пусть он ошибается. Так он сам будет понимать, почему что-то делать нельзя, потому что уже столкнется с последствиями.
  • Нерушимость. Если запрет категоричный, то и никаких послаблений быть не должно. Если на дорогу выбегать нельзя, то так должно быть всегда.
  • Запрет должны поддержать все. Если мама запрещает, то папа не должен тоже идти на уступки. Дело в том, что тогда запрет не будет восприниматься ребенком, а еще авторитет запрещающего будет подорван.
  • Родители всегда должны выглядеть адекватно в глазах детей. Если вы будете выглядеть самодуром, то и восприниматься запреты не будут. Так что внимательно подходите к вопросу запретов и вам не придется давить на ребенка, чтобы чего-то добиться.

Вы должны понимать, что запрет не решает всех проблем. Это средство для безопасной адаптации ребенка, а не желание сделать так, как вам надо. Пользуйтесь им аккуратно.

Как правильно запрещать

Не запрещать слишком много

Можно запрещать ребёнку играть в компьютер, пользоваться смартфоном, общаться с нежелательными друзьями или
гулять
без взрослых. Но следует помнить, что такие запреты только разжигают желание. Будучи совершеннолетним, ребёнок с
лихвой обеспечит себе всё то, чего был лишён в детстве.

Если же речь идёт о действительно рискованных вещах — алкоголе, курении или запрещённых веществах, — надо не
запрещать, а учить, как противостоять искушению и эффективно отвечать тем, кто предлагает попробовать всё это.

Запрещая ребёнку, запрещать и себе

Нарушая запреты, дети иногда просто копируют поведение взрослых, которые говорят одно, а делают другое.
Фундаментом
воспитания как раз является родительский пример. Если папа запрещает смотреть мультики больше 30 минут, а сам не
отрывается от телевизора, ребёнок будет бунтовать — открыто или тайно. Дети гораздо лучше воспринимают форму «мы
этого не делаем», чем «тебе нельзя».

Мнение родителей должно быть единым

Когда вы устанавливаете правила для ребёнка, важно, чтобы все члены семьи были в курсе о них. Обсудите с родными, как и что вы будете запрещать

У ребёнка должно сложиться чёткое представление о том, чего делать нельзя и почему. То есть нельзя, чтобы мама запрещала безгранично поедать сладости, а папа разрешал. В таком случае запрет перестанет иметь силу. Если придерживаться единого мнения в запретах, у ребёнка не будет возможности манипулировать родителями.

Избегать запретов на эмоциях

Всегда стоит помнить, что запреты должны быть правилами, а никак не произволом или выплеском эмоций. Например,
ребёнок увлечённо играет, покрывая всю квартиру игрушками: здесь у него космостанция, там база инопланетян, а
тут
стоянка кораблей. Родитель может любоваться плодами воображения малыша и давать только один запрет: оставлять
все
игрушки на полу на ночь, не убрав их на место. Но в какой-то день родитель приходит с работы уставшим и
наступает на
какую-то игрушку. Тут сразу же начинаются крики и обвинения в сторону ребёнка, что вокруг бардак, все игрушки
надо
собрать немедленно и вообще ему можно играть только в одном углу своей комнаты. Это не запрет, это —
эмоциональный
всплеск.

Родителям следует научиться справляться с раздражением без ребёнка

Затем, успокоившись, подумать, что именно надо запретить, зачем это нужно, насколько это важно для членов семьи и ребёнка, и только потом вводить новое правило. Договориться с ребёнком о порядке без криков и истерик вполне реально

Скачивайте наш подробный чек-лист, из которого вы узнаете, как сделать так, чтобы маленький ребёнок полюбил уборку и сам предлагал помощь по дому.

Популярные статьи  Экадаши – что это такое. В чем польза и как правильно соблюдать.

О том, как уменьшить количество детских ссор в семье и какую роль играет мама в детской мотивации, смотрите в этом видео:

Доступно объяснять запрет

Маленькие дети не могут понять некоторых правил. Поэтому следует несколько раз дать упрощённые объяснения и
удерживать от опасных вещей силой. Например, ребёнок не понимает, почему нельзя играть с розеткой в стене. Можно
объяснить, что в розетке есть электричество — такой своеобразный огонь, который делает очень больно. С возрастом
малыш сам всё поймёт. В дальнейшем следует просто кратко напоминать, что «так мы не делаем».

Отказывайте, предлагая при этом альтернативу

Протеста и других негативных эмоций можно избежать, если при отказах использовать альтернативу. То есть родитель не просто говорит «нет», а предлагает что-то не менее интересное. К примеру, если ребёнок просит конфету, попробуйте предложить другую вкусность: яблоко, банан или апельсин, объяснив, что фрукты тоже сладкие и вкусные, но при этом более полезные, потому что не портят зубы и в них много витаминов.

Не давайте ложных надежд

Иногда родители используют при отказе фразу «Не сейчас». Но если не сейчас, значит, когда-нибудь? Если не сдерживать обещания, у малыша возникнут проблемы с доверием. Лучше давать конкретную информацию, чтобы ребёнок понимал, когда наступит долгожданное «сейчас». Например, можно сказать: «Не сейчас. Я подарю тебе этот конструктор на Новый год».

Не отменяйте свой запрет

Запрет разбрасывать игрушки по квартире означает, что и сегодня, и завтра, и всегда вам придётся запрещать ребёнку разбрасывать игрушки по квартире. Запреты не должны быть неожиданными и непоследовательными. Следить за постоянным выполнением запрета — ответственная работа. Но если вы что-то запретили малышу сегодня, а завтра забыли об этом, ваши запреты быстро обесценятся и ребёнок не будет придавать им какого-либо значения. Лучше продумать заранее, что вы готовы запрещать на постоянной основе. Главное, чтобы малыш понял, что нельзя — значит нельзя.

Нет, нельзя бить других

Двухлетки легко огорчаются, играя рядом с другими детьми, и еще не имеют достаточного словарного запаса, чтобы выразить свои эмоции. Агрессивные проявления в этом возрасте нормальны, но это не значит, что взрослые не должны обращать на них внимания. Обязательно остановите ребенка, если он толкается, кусается или затевает драку с другими детьми. Не разрешайте вашему малышу бить или щипать вас и других взрослых. Не оставляйте без внимания жестокое обращение с котенком или собакой. Научить человека выражать чувства и эмоции цивилизованным способом — целая наука. Для начала просто спокойно и твердо остановите ручку малыша, затем, глядя ему в глаза, скажите: «Нельзя бить других». Научитесь сами и научите ребенка «выпускать пар», колотя подушку, черкая на листе бумаги или бросая камешки в пруд. Повторяйте снова и снова: «Люди не дерутся. Они договариваются». Нет смысла стыдить или обзывать ребенка − это не поможет ему справиться с инстинктами

Важно не читать нотации, а объяснять, приводить примеры из жизни, рассказывать истории и не забывать дать ребенку высказаться! Детская агрессия почти всегда говорит о том, что ребенку нужно больше внимания

1.

Самостоятельно одеваться, есть и пить8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку
Маленький ребенок не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Но как только он будет готов, он подаст сигнал. Потянется к ложке, кружке, попытается одеть колготки вместо кофты. Родители обычно препятствуют ранней самостоятельности в таких делах. Научиться есть ложкой не так уж и просто. После его подвигов вам придется полдня отмывать кухню. Но не спешите отбирать ложку или кружку, ваш ребенок должен научиться есть самостоятельно. Это неизбежно. Пусть он научится дома, зато в детском саду у него не возникнет проблем. То же самое касается одежды. Пусть ребенок попробует, ненавязчиво помогите ему. Расскажите, что он одевает и зачем, подбадривайте. Будете препятствовать, у ребенка пропадет желание делать что-то самому.

Что нельзя запрещать детям

Проявлять свои чувства и эмоции

Дети переживают всё более эмоционально, чем взрослые. Поэтому если ребёнку грустно и он плачет, не надо стыдить
его
за это

Важно помочь ребёнку разобраться в чувствах. Таким образом, в будущем он не будет держать в себе свои
переживания, а сможет прямо говорить о них с близкими людьми.

Задавать вопросы

Нет ничего плохого в том, что ребёнок постоянно задаёт вопросы. Он развивается, взрослеет, познаёт окружающий мир. Если не хочется, чтобы пропал интерес к познанию и снизилась самооценка, помните, что нельзя говорить ребёнку что-то вроде «Замолчи, не приставай с вопросами». Лучше помочь малышу в познании мира, особенно если он уже учится в школе. Попробуйте научить его самостоятельности, чтобы ребёнок умел находить ответы на свои вопросы. На нашем бесплатном онлайн-марафоне мотивации и обучения детей мы подробно расскажем расскажем, как решить проблемы в обучении ребёнка, построить доверительные отношения в семье и сделать учёбу интересной и эффективной.

Делать что-то самостоятельно

Личное пространство нужно как взрослым, так и детям. Поэтому если ребёнку хочется сделать что-то самостоятельно
без
участия родителя, пусть делает. Запрет на деятельность без присмотра обесценивает самостоятельные открытия. Как
итог
— ребёнок вырастает в безынициативного человека.

Распоряжаться собственными вещами

У ребёнка есть полное право распоряжаться своими вещами так, как ему угодно. Можно подсказать малышу, как лучше
использовать их, но в итоге выбор всё равно остаётся за ним.

Отказывать

У ребёнка есть своё мнение, и он такой же полноправный член семьи, а не подчинённый. Когда родители запрещают
ребёнку говорить взрослым «нет», они нарушают его личностные права. Лучше найти способ договориться или
объяснить,
почему ребёнку надо сделать то, что ему не хочется.

Бояться

Бояться — нормально. Взрослея, все дети чего-то боятся: темноты, стоматолога, незнакомого родственника, животных
и
так далее. Родителям следует поддерживать и подбадривать малыша в ситуациях, когда он напуган. Но не стоит
говорить
«Не бойся!», «Давай, смелее!», а лучше сказать: «Давай вместе!»

Иметь секреты

Чтобы ребёнок продолжал доверять родителям, не стоит рассказывать другим родственникам или друзьям тайны,
которыми
он поделился. Также не стоит читать личные дневники, а уж если получилось так, что пару страниц вы всё-таки
прочитали, ни в коем случае не ругайте ребёнка за написанное. Это его секреты, и за них нельзя наказывать. Если
же
показалось, что у ребёнка какие-то проблемы, лучше попробовать издалека начать говорить с ним о том, что
происходит
в школе, во дворе, в семье.

Злиться или завидовать

Чем младше ребёнок, тем меньше у него сформирована сила воли (или совсем не сформирована). Нельзя называть
негативные эмоции, который проявляет ребёнок, плохими. Лучше научите ваше чадо адекватно проявлять те самые
эмоции.

Ошибаться

Ошибки — это опыт. Ошибаться свойственно всем: и взрослым, и детям. Но именно от реакции родителей на промахи
своих
детей будет зависеть, каким именно окажется этот опыт: позитивным или таким, что будет страшно ошибаться снова.

Не доедать

Классическая ошибка родителей — заставлять доедать, даже если ребёнок говорит, что наелся. Но лучше сделать так,
чтобы ребёнок успел проголодаться. Например, обеспечить ему активную прогулку.

Что самое главное в поведении родителей

Ребенок не раз будет проверять границы на прочность, такая задача его возраста — испытать маму и папу. Поэтому правила должны быть едиными и постоянными. Если что-то нельзя, то это не разрешит ни мама, ни папа, ни бабушка, ни тетя. Это нельзя ни сегодня, ни завтра, ни через неделю.

Мама должна транслировать постоянство и предсказуемость, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Если сегодня ребенок подошел к розетке — мама на него накричала, завтра — молча оттащила, а послезавтра — залепила скотчем и не обращает внимания, то ему непонятно поведение мамы, ее реакция каждый раз разная. Как мама может защитить от внешнего мира, если она сама не знает, чего хочет?

Словом «нельзя» рекомендуется обозначать запреты, которые обеспечивают безопасность ребенка. Их не должно быть много. Все остальные запреты (пойти на улицу, съесть конфету) следует переводить в форму «можно, но не сейчас».

Родителям нужно терпение. Не нужно тешиться надеждой, что с первого раза малыш все поймет. Придется повторять спокойно, ласково, но понятно и твердо какое-то время. Для каждого ребенка это время свое. Родителям понадобится вся любовь к ребенку, вся настойчивость и внутренняя сила.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку
Как правильно заниматься скандинавской ходьбой, чтобы похудеть