Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Содержание

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.

Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.

На заметку! Дети начинают самостоятельно рисовать фигуры, понимая их предназначение, осваивают навыки вырезания ножницами, склеивания деталей. Вводится понятие конструирования.

К основам сенсорного воспитания детей среднего возраста также можно отнести следующее:

Формирование навыков создания построек по своей задумке.
Развитие как крупной, так и мелкой моторики.
Особое внимание уделяется координации движений и ловкости ребенка. Он должен хорошо держать равновесие, перешагивать через преграды, уметь играть с мячом.
Восприятие становится более развитым
Дети должны уметь не только распознавать геометрические фигуры, но и понимать, какие предметы на них похожи.
Хорошо развито применение понятий величины, цвета, длины и ширины.
Более усовершенствована ориентация в пространстве.
У дошколят увеличивается объем памяти. Они могут запоминать по восемь наименований предметов. Формируется произвольное запоминание. Ребенок уже способен понять поставленную перед ним задачу, они запоминают поручения, которые дают им родители или воспитатели.
Происходит активное развитие образного мышления. Можно применять схематические изображения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, рассказ. Развивается осознание взаимодействия событий.
Внимание становится более устойчивым. Ребенок в четыре года уже может сосредоточится на одном задании более 15 минут. Он может при выполнении действия запомнить условие, которое должно быть выполнено.
Улучшается дикция и произношение звуков. Речь у детей становится более развитой. В этом возрасте могут исправиться нарушения в речи, которые наблюдались ранее. Хорошо проходит развитие грамматической стороны.
Существенно меняется общение ребенка со взрослым. Оно больше становится познавательного характера. У малыша все больший интерес вызывает сложная для него информация.
Большую роль в возрасте с 4 до 5 лет для развития играет потребность в уважении со стороны взрослых

Очень важно, чтобы со стороны родителей и воспитателей звучала похвала.

Сенсорное развитие этого возраста отражается и во взаимоотношениях между сверстниками. Появляется избирательность, разделение детей на обособленные группы. Начинает проявляться лидерство. Для развития собственного образа у ребенка важна конкурентность.

Важно! Необходимо направить развитие детей среднего возраста в нужное русло. Помочь им сформировать правильное представление о своем образе, занять позицию среди сверстников в группе!

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Развитие в рисовании

Сенсорное развитие детей от 5 лет и старше

С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям.

Задача воспитателей и родителей — закрепить имеющиеся знания. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Это нужно активно использовать в образовательной деятельности. Например, можно устраивать викторины после каждой пройденной темы.

Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.

На заметку! В качестве обучающих игры для дошкольников могут использоваться занятия по теме изучения правил дорожного движения. Здесь можно придумать как викторины, так и ролевые сценки. Такой способ поможет не только эффективно закрепить новый материал, но и натренировать сенсорику.

Отдельное внимание нужно уделить в возрасте после пяти лет коммуникативным способностям у детей. Это важный аспект воспитания для будущих школьников

Для этого чаще нужно применять работы в группах, коллективное творчество. Задача воспитателей помочь дошкольнику найти свое место среди сверстников.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Игры для дошкольников

Какие игры можно использовать для развития дошкольников

Сенсорное развитие — это не просто знакомство в окружающим миром. Это интересная деятельность, в основе которой должна лежать игра. Для детей от двух лет подойдут следующие занятия:

  • В одну большую коробку различный игровой материал. Это могут быть кубики, резиновые фигурки, колечки. Затем нужно попросить малыша найти все игрушки, которые желтого цвета. Или, например, найти все колечки. Если ребенку сложно выполнить задание, можно сделать небольшую презентацию, рассказать ему про каждую фигуру, которая находится в коробке, отдельно.
  • Можно также провести игру с муляжами овощей или фруктов. Например, предложить найти с закрытыми глазами капусту. Посредство такого нетрадиционного способа образования эффективно развивается чувственное восприятие предметов.
  • Самостоятельно можно сделать сенсорную дорожку. Например, сшить квадратики, заполненные различными материалами: песком, шариками, пуговицами. Дети будут ходить по таким мешочкам.

На заметку! Для детей в возрасте четырех лет придумываются уже более сложные игры.

Например, можно предложить им собрать бусы из различных по размеру предметов. Таким образом будет тренироваться понятие величины. Также можно собрать бусы по цветам.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Игры для детей старшего возраста

Значение сенсорики для развития детей трудно переоценить. От того, как будут даны основы, зависит дальнейшее успешное обучение в школе, социальная адаптация в коллективе. Сенсорное развитие влияет не только на умственные способности, но и на психологический аспект

Важно уделять воспитанию сенсорики с самого раннего детства, чтобы заложить правильные основы

Как развивать раннее сенсорное восприятие детей?

В основе раннего сенсорного развития лежит совместная деятельность родителей и детей младшего возраста. Практика может включать в себя следующие занятия:

  • рисование красками, карандашами и мелками на бумаге и специальных досках;
  • лепка из пластилина;
  • игры с конструктором;
  • чтение сказок и познавательных рассказов.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Раннее развитие сенсорики через игру можно проводить различными способами:

  1. В большую ёмкость сложить различные игрушки и попросить ребёнка достать игрушки одного цвета, формы или размера.
  2. Для развития осязания прикасаться к руке ребёнка разными предметами, например, пёрышком, варежкой и пластмассовой игрушкой. Попросить описывать ощущения от каждого прикосновения, а затем попробовать угадать предмет.
  3. Муляжи овощей или фруктов сложить в плотный пакет, после чего ребёнок должен доставать их по одному и на ощупь узнать предмет, описать его форму, цвет и вкус.
  4. С детьми 3-4 лет можно начинать учить буквы и цифры, рисуя очертания и прося угадать их.
  5. Одними из лучших средств для развития ассоциативного мышления считаются пазлы и конструкторы. Ребёнку необходимо показать, как из разных частей собирается картинка или фигурка.
  6. Игра в ассоциации также полезна для раннего сенсорного развития. Малыш должен уметь сопоставить предметы и явления – например, подушка мягкая, а пол твёрдый, зимой холодно, а летом жарко.
Популярные статьи  Конфликты в паре: 5 ресурсов для преодоления

Зачем и как надо развивать эмоциональный интеллект детей?

Раннее сенсорное развитие через игру является одним из лучших способов для поддержания нормального психоэмоционального состояния детей младшей возрастной группы. При этом грамотная деятельность родителей и своевременные консультации специалистов закладывают фундамент для их успешного будущего.

Сенсорное развитие как форма познания мира

Сенсорное развитие, или сенсорика, – это процесс, во время которого формируется представление о свойствах различных предметов. Малыш осознает такие понятия, как цвет, запах, положение в пространстве, размер, цвет, форма

Уже с первых месяцев жизни грудничок сталкивается с этими свойствами, И малышу важно предоставлять возможность изучать предметы с помощью органов восприятия (зрения, слуха, обоняния и тактильных ощущений)

Главная цель сенсорики – помочь ребенку освоить все эти свойства предметов, чтобы «настроить» процессы взаимодействия с окружающей средой.   Важно не допустить формирования ложного образа тех или иных предметов

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Методики сенсорного развития

Для обучения отлично подходят следующие методики:

Частые прогулки

Не спешите бежать домой, если вдруг начался дождь – это отличный способ объяснить ребенку отличие дождя от снега, мокрого от сухого и холодного от горячего. Также зимой надо как можно больше тактильно “общаться” со снегом: лепить снеговиков, делать снежных ангелочков, играть в снежки или просто валяться в снегу.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать
Прогулки на природе с детьми должны быть в любую погоду

Использование карточек

Купите, либо распечатайте на цветном принтере картинки различных животных. Насекомых, рыб, птиц и цветов (для большей сохранности получившиеся карточки можно заламинировать). Далее игры могут идти по нескольким направлениям: Вы можете искать пару для каждого изображения (это задание прекрасно развивает память), играть в “найди лишний предмет” (ребенок будет учиться мыслить логически, подмечая отличия и сходства какой-либо группы).

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать
Сенсорный короб с зерном и крупами придумала Мария Монтесорри

Также вы можете распечатать черно-белые карточки и раскрашивать их с малышом (тогда он намного лучше усвоит материал, ведь пособия создавались практически своими руками!).

Музыкальные игры

Особенно интересны игры, сделанные своими руками: к примеру, можно взять небольшие коробочки или баночки (из-под лекарств, от киндер-сюрпризов и так далее) и наполнить их разными сыпучими материалами: песком, бусинками, различными крупами и так далее. Главный критерий – звук, издаваемый каждой коробочкой, должен отличаться от других. Далее Вы несильно трясете коробочку, а ребенок пытается угадать, что же там внутри. Еще один вариант – изготовление парных коробочек (в таком случае малыш должен повторить услышанный звук).

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать
Музыкальные игры развивают слух и чувство ритма

Дошкольники 4-5 лет

Достигнув этого возраста, ребенок должен правильно и быстро застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки и пользоваться всеми видами столовых приборов, уметь различать все стороны и направления, аккуратно закрашивать любую фигуру, рисовать ровными линиями. Но как же добиться этих результатов?

  • Использование карточек (как и в предыдущем параграфе).
  • Предлагайте ребенку раскраски с любимыми героями или героинями мультфильмов. Также пробуйте рисовать по клеточкам или дорисовывать половину уже готовой картинки.
  • Не помогайте малышу застегивать одежду, иначе он так и не научится это делать.
  • Вы можете попробовать начать учить второй язык. Делать это лучше всего с помощью тематических мультфильмов, ролевых игр, карточек и раскрасок. Помните, что ребенку необходимо постоянное повторение и постоянное общение, иначе полученные знания быстро забудутся.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать
Сенсорные занятия в саду проводятся несколько раз в неделю

Также в этом возрасте психологи рекомендуют начинать изучение шахмат, поскольку в 4-5 лет малыш способен сконцентрировать свое внимание на нескольких предметах одновременно. Помните, что начальные занятия не должны превышать 40-60 минут, иначе малыш устанет, и игра ему быстро разонравится

Помните, что начальные занятия не должны превышать 40-60 минут, иначе малыш устанет, и игра ему быстро разонравится.

Дети 5-6 лет

Дошкольник должен разбираться во всех окружающих предметах: в мебели, посуде, одежде, бытовых и электрических приборах, растениях и животных, явлениях природы, названиях фильмов. Малышу также необходимо уметь решать несложные бытовые проблемы: вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы и заплатки.

Для интеллектуальной подготовки к школе рекомендуется использовать тематические карточки, обучающие книжки и загадки.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Примеры развивающих занятий с ребенком до 3 лет

После того как малыш выучит все эталоны сенсорики, важно закреплять эти знания постоянно. Для этого существует масса простых занятий, разработанных отдельно для каждой возрастной группы

Для детей до 2 лет подойдут следующие игры.

  1. В коробку сложите множество элементов (кубики, колечки, резиновые игрушки). Попросите малыша достать все желтого цвета. Или достать все кубики. С помощью этого упражнения кроха учится сортировать предметы по группам.
  2. Поставьте перед малышом стержень от пирамидки. Попросите нанизать на пирамиду колечки в правильном порядке (от самого большого к самому маленькому). К 2 годам ребенок должен уметь это делать.
  3. Если кроха умеет различать овощи или фрукты, то стоит приобрести маленькие муляжи. Сложите муляжи в тканевый мешочек. Попросите малыша с закрытыми глазами отыскать в мешке огурец или кукурузу. Такое упражнение поможет малышу лучше освоить тактильное восприятие форм предметов.
  4. «Сенсорная тропинка». Сшейте плоские подушки или мешочки (размер зависит от ножки малыша – она должна полностью помещаться на ткани). Заполните ткань песком, крупами, пенопластовыми шариками или мелкими камушками. Выложите мешочки в горизонтальном направлении и попросите кроху пройти по ним. Такое упражнение стимулирует кровообращение ступней, улучшает координацию и способствует развитию интеллекта.

С детьми 3-4 лет играют в более сложные игры.

  1. «Найди домик для игрушки». Берется 2 маленьких домика и 1 большой, 2 маленькие куколки и 1 большая. Ребенку нужно правильно распределить игрушки по своим домикам. Упражнение тренирует знание предметных величин.
  2. «Собери разноцветные бусы». Берутся 10 крупных бусин яркого цвета (желтый и красный, голубой и оранжевый). Цель занятия – научить малыша чередовать цвета при нанизывании бусин. При освоении двухцветных бус можно добавлять количество цветов (до 4).
Популярные статьи  Почему ты склонна выбирать неподходящих мужчин: ТОП-5 причин

Занятия проводятся как в домашних условиях (родителями), так и в воспитательных учреждениях (воспитателями, психологами, логопедами). Во многих городах открываются «школы раннего развития», где педагоги занимаются с детками от 1 года. Такие школы способствуют развитию сенсорики и, как следствие, интеллекта у дошкольников. Родители сами решают, отдавать малыша на такие занятия или учить самостоятельно. Но в любом случае необходимо обучать ребенка сенсорным эталонам. От этого зависит его будущее.

Что такое сенсорное развитие детей

Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Начало сенсорного восприятия

Что это такое в педагогике, определение

В педагогике сенсорное воспитание — это развитие ощущений, представлений и восприятий. Это не только знакомство малыша со всеми функциями, но и их целенаправленное совершенствование.

Почему оно так важно для детей

Сенсорное развитие детей раннего возраста — это занятия, которые основаны на усвоении свойств предмета. Именно оно лежит в основе развития умственных способностей. От того, как правильно будет построено сенсорное воспитание на раннем этапе, зависит дальнейшее обучение.

На заметку! Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у малышей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.

Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов

Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Задача процесса обучения — сформировать у детей определенные эталоны

Важно сделать все правильно, так как это необходимо для дальнейшей педагогической деятельности и грамотного восприятия детьми новой информации

Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Освоение свойств предметов

Что лежит в основе сенсорного воспитания

Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания. Практическая деятельность включает в себя следующее:

  • работу с разнообразными материалами;
  • рисование красками, мелками, карандашами;
  • лепку;
  • чтение рассказов и сказок;
  • изучение живописи;
  • конструирование;
  • двигательную активность.

Для дошкольников важную роль играет трудовой вид деятельности. Во время труда у ребенка формируется система знаний об инструментах, формах труда, способов выполнения.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Конструирование, как средство сенсорного воспитания

Задачи сенсорного развития

Целью сенсорного воспитания детей является обогащение их чувственного восприятия. На этой основе ставятся следующие задачи:

  • формирование различных действий на обследование;
  • создание сенсорных эталонов, умение обобщать представления о свойствах;
  • научить детей обозначать предметы одним словом.

На заметку! Для каждой деятельности должна существовать целостность восприятия и представления.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Роль родителей в сенсорном воспитании

Отец и мать всегда играют большую роль в освоении сенсорики ребенком. Именно родители закладывают в детском мозге базис знаний и умений для дальнейшей жизни. И от того, как родители донесут до малыша эталоны сенсорики, зависит его дальнейшее успешное обучение и жизнь в целом.

Специалисты считают, что идеальное время для развития сенсорных навыков – возраст после 1 года. Малыш становится любознательным, ему все довольно интересно, и правильные занятия и игры с крохой в этот период будут способствовать его гармоничному психоэмоциональному и умственному развитию. В этот период малыш готов получать информацию о мире через органы чувств при непосредственном взаимодействии  с предметом

И на первом этапе важно трогать, смотреть, нюхать, слушать; на следующем этапе  — сравнивать, сортировать, сопоставлять (по форме, размеру, весу, температуре и т. д.)

Так идет формирование эталонов и представлений об основных свойствах среды (и мира в целом) – цвет, форма, размер, вес, температура поверхности и т. д.

Педагоги дают родителям некоторые рекомендации по развитию сенсорики у ребенка.

  1. Ежедневные разговоры с малышом, пересказ увиденного за день и обсуждение событий. Все разговоры должны сопровождаться эталонами. Например, попросите кроху описать цвет увиденной машины, размер дерева за окном или вкус купленной конфеты.
  2. Обязательно отвечайте на все интересующие ребенка вопросы. При этом ответы не должны быть обобщенными. Постарайтесь максимально понятно для детского возраста изложить суть того или иного ответа.
  3. Учите кроху мимическому выражению эмоций (злой, хитрый, огорченный, счастливый).
  4. Играйте в пантомимы, показывайте движение и звуки животных.
  5. Ежедневно занимайтесь с ребенком физической активностью и массажем. Тактильное воздействие на определенные точки тела стимулирует умственную деятельность.
  6. Занимайтесь с детьми младшего дошкольного возраста лепкой, рисованием, играми в песке.
  7. Заведите домашнее животное и научите малыша ухаживать за ним (наливать воду, расчесывать шерсть, кормить).
  8. Приобретите или сделайте сами игрушки и предметы для развития сенсорики. Это могут быть мешочки с крупами или камешками, панели с выключателями, кнопками, веревочки с лоскутками и бусинками.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Сенсорный голод

Сенсорная депривация (сенсорный голод) – это состояние, при котором возникает полное или частичное прекращение воздействия извне на органы чувств (зрение, слух, осязание и прочие). Депривация опасна не только нарушением восприятия внешнего мира, но и формированием глубокого отставания в развитии детского организма.

Популярные статьи  5 лучших инвестиций для работы над собой

В период новорожденности и грудного возраста дефицит внимания и сенсорных ощущений может оказать губительное воздействие на организм крохи. Уже довольно давно ученые доказали, что новорожденный ребенок без достаточного внимания со стороны окружающего мира (родители, родственники) может просто погибнуть.

С помощью таблицы можно провести диагностику сенсорного голода в разных возрастах.

Возраст ребенка
Характеристики дефицита восприятия
Негативные последствия
Малыш до года
·        Разбрасывание игрушек (как попытка привлечь внимание).·        Посасывание языка (иногда расценивается как неудовлетворенный рефлекс сосания).·        Тянет в рот и облизывает все подряд (игрушки, одежду, предметы быта).
Лишение зрительного, голосового или тактильного контакта с родителями (в частности с матерью) в первые месяцы жизни может привести к гибели младенца. Дети, лишенные сенсорного развития, отстают в физическом и психоэмоциональном развитии.
Дети до 2 лет
·        Различные попытки привлечения внимания (разбрасывание игрушек, драки со сверстниками, может ударить близкого человека).·        Частые истерики и крики как попытки привлечения внимания.·        Иногда возникает сосание пальца во сне.·        Возникает потребность уединения, нежелание играть с другими детьми.
Уединенность, замкнутость, неумение налаживать контакт с детьми.Возникает вероятность развития умственного и физического отставания.
Дети 3-4 года
·        Попытки привлечения внимания через агрессию (крики, истерики, катание по полу, драки).·        Постоянный поток вопросов к родителям или близким.·        Желание уединиться, найти свой угол, граничащее с отстраненностью от реальности.
Неумение выстраивать отношения с окружающим миром.Риск отставания в речевом и двигательном развитии

Возникновение умственной отсталости.

Особенно часто сенсорный голод со всеми вытекающими последствиями возникает у воспитанников детских домов. Сенсорное развитие детей из таких учреждений не происходит должным образом. У малышей не формируется полная картина представления об окружающем мире. Не все из детей дошкольного возраста представляют, как устроен мир за стенами детского дома. Постоянный недостаток впечатлений, эмоций и ощущений провоцирует прогрессирующую сенсорную депривацию. Именно поэтому в детских домах численность детей с умственной отсталость той или иной степени прогрессирует с ускоренной силой.

Сенсорная депривация вследствие полного прекращения воздействия извне возникает из-за сенсорных нарушений. Они связаны с нарушениями работы слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.

Причинами сенсорного нарушения могут быть:

  • недоношенность;
  • травмы головного и спинного мозга;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция);
  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы.

Сенсорные нарушения требуют серьезной коррекции. Для восполнения сенсорных способностей у таких детей в медицине и педагогике разработаны реабилитационные курсы. Они позволяют заполнить пробелы в развитии сенсорного восприятия, чтобы максимально развить сенсорику у ребенка.

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Насколько важно развить сенсорное восприятие?

Специалисты утверждают, что правильное сенсорное воспитание способствует гармоничному развитию человека. Значение сенсорики ценится довольно высоко из-за важных результатов этого процесса:

  • закладка основ развития интеллекта;
  • закладка основ учебной деятельности;
  • создание фундамента всех видов памяти (зрительная, тактильная, долгосрочная и прочие);
  • обострение внимания;
  • выработка наблюдательности;
  • формирование вкусовых предпочтений;
  • развитие эстетической составляющей;
  • облегчение совместимости крохи с реальным миром;
  • расширение детского словарного запаса;
  • развитие богатого воображения.

Грамотные сенсорные упражнения и занятия способствуют упорядоченности представлений ребенка об окружающем мире, что может перевернуть привычную картину жизни малыша

Поэтому так важно с раннего возраста направить восприятие окружающего мира в правильное русло

Системы сенсорного воспитания основаны на различных задачах в соответствии с возрастом крохи.

  1. В раннем возрасте собираются знания о сенсорных эталонах.
  2. В среднем дошкольном возрасте эти знания формируются. Дети учатся исследовать предметы, выделять их по группам, разделять предметы на отдельные величины.
  3. У детей старшего дошкольного возраста основная задача – подготовка к школьному образованию (умение различать звуки и воспринимать написанное на бумаге).

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать
Сила мысли: научные факты и исследования